Принципы анимализма
Алматинский театр “Игра”, где артисты - подростки, снова взялся за непростую даже для взрослого зрителя постановку. Ребята не согласны с мнением, что подростковой аудитории интересен лишь узкий круг созвучных их возрасту тем.
“Скотный двор” - это спектакль-антиутопия. Ребята тщательно изучали материал, прописывали биографии каждого героя - почему он стал таким, что его к этому привело.
Режиссер Рустам САФАРОВ рассказывает: над постановкой работали полгода. Непростая была задача - уместить на сцене и дать творческий простор сразу 16 актерам. Тем более что и возрастной разбег у них большой - от 10 до 18 лет.
Отсматривая материал, режиссер наткнулся на притчу Джорджа Оруэлла, написанную в 1945 году. Сейчас это философское произведение получило новый виток популярности, а в некоторых странах признано запрещенным.
Написать свою притчу автора натолкнула картина из жизни: лошадью правил маленький мальчик, он хлестал животное всякий раз, когда оно сходило с тропинки. Представив на секунду, что изменилось бы, если бы конь решил показать свою силу, сбросить ребенка, растоптать и уничтожить, писатель увидел идею будущего произведения. Животные поднимают бунт против человека из-за чудовищных условий. Но долгожданная свобода и новый мир без людей не приносит большинству из них ни счастья, ни облегчения.
Чтобы прочувствовать автора, актерам (они же и ученики театра-студии) пришлось изучить и другие произведения Оруэлла, посмотреть записи других постановок. Но выдали они свою версию произведения - специально для этой постановки была написана пьеса по мотивам “Скотного двора”.
Важно было понять, как благие идеи равенства, братства могут привести общество к результату совершенно неожиданному и пугающему. Даже если революция совершилась лишь на ферме с животными.
- Из-за того, что в пьесе играет новое поколение, смыслы считываются острее, - отмечает режиссер. - У подростков свое восприятие мира. Они действительно интересуются тем, что происходит в мире. Необходимо это замечать, вести с ними диалог на равных.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы