1083

Старая гвардия, новая кровь

Республиканская выставка казахстанской графики проходит в Центральном государственном музее.

Старая гвардия, новая кровь

Давным-давно, в те времена, когда еще не было соцсетей, мастерство художника проверялось умением делать графику. Это особый черно-белый мир, который словно создан для усложнения жизни живописца. Там огромное количество жанров, трудоемких в техническом и в творческом плане. До сих пор все студенты факультетов изо­бразительных искусств изучают и линогравюру, и другие уже мало используемые техники. В качестве оттиска может быть и простой линолеум, в котором прорезается рисунок, и камень, и металл. Поэтому опытный график - это химик, оптик, словом, специалист-фокусник.

Впрочем, можно рисовать хоть шариковой ручкой на шелке. Но вот экспериментов в этой области немного. Молодые художники жадно хватаются за все новое, осваивают видеоарт, перформансы и любые эксперименты. А старая гвардия тоскует как раз по классическим видам. Поэтому инициатива художника Марлана НЫСАНБАЕВА сделать такой большой смотр графического искусства Казахстана стала настоящим событием.

Организаторы выставки утверждают, что ничего подобного не было за все время независимости страны - ни одна экспозиция не посвящалась только графике, не давала такой большой охват по количеству художников, географии присланных работ, разнообразию приемов.

- Уже сейчас мне пишут и звонят многие коллеги, - рассказывает Марлан, - спрашивают, когда же мы повторим такую выставку, потому что тоже хотят представить свои работы.

В первой республиканской выставке графики принимают участие художники из восьми регионов Казахстана: Алматы, Астаны, Павлодара, Кокшетау, Караганды, Темиртау, Шымкента и Тараза, всего 54 человека.

- Графика - очень трудоемкий процесс, технически сложный. Вот в Турции на нашей выставке публика прямо удивлялась, что казахстанские художники до сих пор так мастерски владеют ею. А ведь именно графики всегда считались элитой в художественном мире, - подчеркивает Марлан.

Но когда всем стал править рынок, графика оказалась не востребована, ее эпичность легко заменила яркая живопись. Марлан готов с этим побороться и вернуть жанру былую славу. Следующую республиканскую выставку он планирует через год и обещает открыть новые имена, вернуть старых мастеров и отвое­вать внимание публики.

- Когда делают большие выставки, графика теряется на фоне живописных работ огромного размера. Нас надо отдельно представлять. Эта выставка только первый шаг, но он уже встряхнул художественный мир. В конце концов, вся живопись началась именно с линий и монохрома. Достаточно вспомнить древние петроглифы… Думаю, у нас получится возродить и сделать фишкой для Казахстана этот жанр.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть