Какой кошмар!
Казахстанский ужастик “Взаперти” поразил кинофестиваль Бостона, а на родине провалился в прокате
Фестиваль, конечно, не из тех, где звезды ходят во фраках и толпа папарацци. Но проходит он в США уже в 49-й раз, признан в киношном мире, именно здесь когда-то создатели представляли сагу “Звездные войны”. Так что зачетное мероприятие по-любому. И это единственный фестиваль, на который отправился фильм “Взаперти” режиссера Олжаса БАЯЛБАЕВА.
Сам автор никуда не мотался, спокойно сидел дома, допиливал сценарии, додумывал ближайшие планы. На вручение приза за лучший фильм в Бостон была делегирована его мама, которая как раз находилась в Америке на учебе.
Про фильм. Олжас говорит, что знакомые подсунули ему книгу “Квартиранты” казахстанского писателя Александра МЕНДЫБАЕВА, и он залип. Сошлись две страсти - к ужастикам и старым квартирам советской эпохи. По сюжету герои оказываются в таком жилье и оно превращается буквально в лабиринт с духами.
- Про автора мне в шутку сказали, что вообще-то он юрист, но по ночам открываются врата ада, и он пишет ужастики, - смеется Олжас. - Похоже на то. Кстати, сейчас мы думаем, как превратить в сценарий еще одну его книгу, на этот раз про ведьм. Я сам очень люблю всякую мистику и старые квартиры в панельках с деревянной мебелью прошлого века. Они прямо располагают к этому жанру. У меня даже в детстве в таких местах было ощущение, что за мной кто-то наблюдает.
То, что название дублирует известный голливудский проект, - чистая случайность. Пока делали фильм, а это процесс долгий, аналогов не было. А уже когда вышли в прокат, оказалось, что есть тезка.
- Слушайте, вы так легко говорите о том, что провалили прокат этой осенью… Разве не положено режиссеру как-то отрефлексировать это, изобразить страдание?
- Да, в прокате фильм ждал настоящий крах. В Казахстане его просто не приняли. Причин этому, думаю, несколько. Например, меня многие упрекали, что все герои славянской национальности, хотя фильм казахстанский. Но я не считал возможным ломать материал автора. К тому же играли у нас замечательные актеры Рома ЖУКОВ, Татьяна ТАРСКАЯ. Возможно, есть недоработки маркетинга, возможно, я пока не режиссер кассовых фильмов, в любом случае за прокатную судьбу отвечает продюсер, он у нас сильный, и мы решили, что еще сделаем успешный проект. Этот фильм уже продали на одну стриминговую российскую площадку, идут переговоры о покупке для американского зрителя. Вот тут нам как раз поможет полученная премия. Кстати, она не подразумевает денег или каких-то материальных наград, кроме статуэтки.
Подчеркнем: на съемках мистического кино ни один участник команды не пострадал. Об этом позаботился заранее приглашенный консультант по магии. Например, сценарист скомпилировал из разных источников какое-то сложносочиненное проклятие для ведьмы. Но когда это услышал консультант, то сказал, что на актера надо ставить защиту, чтобы не сломать ему судьбу. Вселенной все равно, кино или реальность: произнесенное проклятие сбудется… Была еще пара нюансов, к которым отнеслись очень серьезно.
- С одной стороны, хотелось достоверности, с другой - я задавался вопросом, имею ли право тревожить загробный мир. Есть такая байка: когда режиссер Тимур БЕКМАМБЕТОВ снимал “Ночной дозор”, они ходили специально в горы всей командой спрашивать разрешения у духов. Все пошли, кроме российской певицы и актрисы Жанны ФРИСКЕ, и у нее не очень хорошо сложилась судьба. Можно считать это совпадением, но лучше все же с уважением относиться к миру духов.
В настоящее время Олжас зарабатывает съемками рекламы, копит сценарный портфель и строит планы. Мечтает снять… комедию. Говорит, что это не совсем то, к чему привык зритель, не сборник стендаперских шуток. В настоящей комедии герои страдают, мучаются, а не кривляются и не сыплют шутками. Еще в планах кино про настоящего генерала полиции, такого, который правильный, не матерится и может быть героем для подрастающего поколения.
- Такой пример у меня в детстве был перед глазами - мой папа. Мне кажется, уже пора рассказывать в нашем кино о наших героях.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы