1004

Кто тут главный Баба-ёг?

Неполное собрание баек про самый старый спектакль алматинского Национального академического русского драмтеатра им. Лермонтова.

Кто тут главный Баба-ёг?

В эти выходные артисты театра Лермонтова заняты серьезным делом - отмечают юбилей спектакля-рекордсмена. Детская сказочка “Василиса Прекрасная” идет с небольшими перерывами на этой сцене больше 50 лет! На ней выросло три поколения зрителей, практически все звезды Лермонтовки. А сколько актерских баек родилось за эти полвека! Вот мы и решили зафиксировать их для истории накануне праздничных мероприятий.

Главный по байкам и по самой “Василисе Прекрасной” Михаил ТОКАРЕВ - народный артист Казахстана, потрясающий артист и главная Баба-яга страны. Точнее, Баба-ёг. Для него эта роль оказалась одной из первых и по-настоящему звездной. До сих пор Михаил остается главным смотрящим по этому спектаклю: вводит новых артистов и блюдет неприкосновенность первоначального замысла.

- Кто только не играл в “Василисе”! Даже Геннадий БАЛАЕВ, который никогда не принимает участия в детских постановках, однажды вынужден был играть на гастролях Лешего. Заболел артист, а заменить было некем. Гену поймали, уговорили, переодели, и в самый ответственный момент выскакивает Гена из-за пня… а на груди сверкает золотой крест. Забыл снять украшение, так и играл весь спектакль.

А завтра в роли Бабы-яги выйдет Артур КИЗИЛОВ, уже 11-й исполнитель роли. Прак­тически все они мужчины, как-то не приживались дамы в этом амп­луа. Если и вводили актрис, то через один-два спектакля передавали снова роль мужчинам. Токарев, рассказывая об этом, хитро прищуривает глаз, переходит на шепелявый противный голос:

- Кхе-кхе, ну это же мужская роль, куда им…

И продолжает дальше обычным:

- Я в 1973 году приехал в театр, в ноябре поставили эту сказку, чтобы играть ее на школьных каникулах. Зашел с утра пораньше посмотреть расписание. Вдруг шум, крики - артист заболел, полный зал детей, а Бабы-яги нет! “Давай, выручай, 20 минут у тебя есть, текст пробежишь, мы тебя оденем, загримируем, на сцене подсказывать будем, только выйди!” Уже потом режиссер поработал со мной, и с тех пор роль стала одной из любимых. И она же не злая, Баба-яга, просто хулиганистая и безбашенная. Последний раз играл ее на гастролях в Уральске в 2010 году, кажется. И тоже экстремально получилось. Я как раз перед поездкой на съемках кино получил компрессионный перелом двух позвонков. И чтобы не выбыть на полгода из строя, договорился об операции. Мне укрепили позвонки специальным составом, так что я через три недели скакал по пням, забирался по канату… Даже мой хирург был в шоке. Да, меня называли республиканской Бабой-ягой, потому что я этот образ на всех правительственных елках отработал.

- Это правда, что на детских спектаклях актеры отрываются и постоянно подшучивают друг над другом?

- Есть такое. Например, мне надо залезть по канату на дуб. Я забрался на метр, а рабочие взяли и подняли меня на самую верхотуру! Стоят внизу за кулисами, смеются… Что делать? Кричу: “Дуб, опускай сейчас же меня!” Один раз готовлюсь к выходу и вижу, что партнер, который играет кота, тихонько кладет в мой мешок с травами несколько чугунных грузиков по 15 килограммов. Мне надо сначала мешок в кота кинуть, потом самому на сцену выпрыгнуть. Я так же тихонько грузики вытащил, а в положенный момент сыграл, что очень удивлен, не могу поднять мешок, но все же оторвал его от пола и швырнул в кота. Надо было видеть, с какими криками он убежал за кулисы.

Администрация проинструктировала - рассказывать только приличные байки, но мы, конечно, нарушили это правило. Артисты - известные хулиганы. Владимир ТОЛОКОННИКОВ, когда играл Лешего, терпеть не мог надевать зеленые лосины, как-то унижали они его. Так и выходил в балахончике. Однажды, когда Леший провалился в болото, то есть в люк на сцене, рабочие подкрались снизу и ловко сняли с артиста то, что было под балахончиком. Леший долго орал, не мог выбраться из трясины, и зал так и не догадался, в чем дело. Зато после этого спектакля артист одевался как задумано.

- Особенно тяжело играть сказку 1 января, - вздыхает Токарев. - А деваться некуда, вот и выкручивались артисты после застолья - прятали пиво кто куда: Иван - в казан, Леший - в болото, и между делом поправляли здоровье, лечились помаленьку.

Но на все эти шутки руководство закрывало глаза. Досталось артистам лишь однажды, в начале 1990-х. В стране очередные выборы, они, как всегда, выпали на воскресенье, когда традиционно в театре идет сказка. Появляется избушка на курьих ножках, поворачивается к зрителям передом… а на ней вывеска “Избирательный участок №6”, а на казане с едой надпись: “Все на выборы!”. Говорят, кто-то из артистов взял вину на себя, но все равно досталось коллективу сказочно.

Был и очень трогательный момент. Режиссер спектакля Ирина ДАЛИНЕНКО решила, что на поклоны будут выходить только положительные герои. Но не так давно произошел забавный случай - на сцену выбежала девочка с подарком, который собиралась вручить Бабе-яге. Увидела актера в гриме за кулисами и закричала: “Где же вы, Баба-яга! Я же хотела это вам подарить!” Зал аж взвыл от восторга.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть