По рассказам бабушек
Новый год по-тенгриански. Есть ли обряды, которые можно использовать, отмечая наступление любимого праздника? С этим вопросом мы обратились к настоящему шаману.
Ораз ЗАУРЕШ утверждает, что является продолжателем рода баксы и шаманов. Все мистические обряды, в том числе и тенгрианские, знает настолько хорошо, что его привлекают в качестве консультанта к написанию сценариев и съемкам отечественных фильмов. Так вот, Ораз утверждает, что европейский новогодний праздник совсем не противоречит обычаям степи и не является для нас идеологически чуждым.
- Весь древний мир жил по астрологическому календарю, когда отмечались важные вехи, например наурыз - весеннее равноденствие. А самая длинная ночь в году, с 21 на 22 декабря, так и называлась у наших предков - Каратун, - рассказывает Ораз.
- Оно имеет что-то общее со славянским божеством нижнего мира, повелителем морозов по имени Карачун?
- На самом деле славянские и тюркские божества - это родня, одна большая семья. И все они часть протоязыческого цикла года. Колесо года практически у всех народов имеет одинаковые особые даты, я, как шаман, хорошо ощущаю их значение и смысл. Кстати, никто не помнит уже, что Аяз-Ата никогда не был добрым дедушкой с мешком подарков, это чистый маркетинг эпохи потребления. Он являлся к нам из нижнего, холодного мира, поэтому с удовольствием принимал дары от людей. И мы 21 декабря должны его одарить…
Вот такой поворот: оказывается, это мы должны порадовать старика мороза. С этого и начинается долгий языческий обряд. 21 декабря, перед наступлением самой длинной и холодной ночи Каратун, надо оставить где-то на природе угощение, еду от человека для Аяз-Ата. А также вспомнить все, чем огорчил уходящий год, и попросить забрать это с собой. Житель подземного мира рад любым подаркам от людей, он ими согревается, поэтому с удовольствием прихватит все наши беды с собой. А дальше принимаемся привлекать добро в свою жизнь.
- 21 декабря перед заходом солнца, - продолжает Ораз, - наши предки зажигали костер, с его помощью они словно продлевали день, помогали солнцу побороть холод. Для современного человека достаточно зажечь перед закатом свечу на подоконнике. Делать это мы будем ровно 12 дней и каждый раз думать о том хорошем, что было в этом году, благодарить небо за прекрасные моменты и таким образом настраиваться на добро и позитив. Если вдруг так случилось, что год оказался сплошной черной полосой, вспоминайте все хорошее, что было у вас жизни. Таким образом мы чистимся 12 вечеров, и на 12-й, а это как раз 1 января, загадываем желания, просим у небес всего, что хотим получить в наступающем году. Это обряд, который я восстановил по многим источникам, в том числе и по рассказам моей бабушки.
Ораз уверяет, что самое главное - понять мироощущение кочевников: темное - это не зло, это часть жизни. Нельзя жить без него, можно лишь пытаться трансформировать, переработать, растопить холод.
Так что праздник не в том, чтобы нажраться от пуза, и не в том, чтобы принять участие в предновогодней гонке по магазинам, когда мы заняты только бытом и суетой. Смысл в том, что мы отпускаем плохое, думаем о хорошем, зажигаем огонь, программируем себя на доброе. Наше постоянство, когда мы 12 дней подряд благодарим за то, что уже имеем в жизни, как раз и помогает совершить свое волшебство.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы