1362

Легенды патриарха

За долгий творческий путь художник Амандос АКАНАЕВ оброс легендами. Юбилейная выставка мастера - хороший повод вспомнить некоторые из них.

Легенды патриарха

Перед открытием выставки в музее искусств им. Кастеева Аканаеву поверх орденов и медалей надели чапан, говорили речи и теплые пожелания, провели круглый стол, посвященный его творчеству. В итоге 75-летний художник изрядно подустал к тому моменту, когда надо было подниматься в зал с экспозицией. 

Примерно половина из представленных его работ хранится в фондах музея. А центральный триптих со знаковым портретом Олжаса СУЛЕЙМЕНОВА обычно присутствует и в постоянной экспозиции. История первая связана с ним: написанный художником триптих поначалу демонстрировался в усеченном виде: посетители видели только его среднюю часть. Причем, как по секрету рассказывают экскурсоводы, многие принимают Олжаса за… Элвиса Пресли. Столько экс­прессии и легкости в фигуре поэта перед микрофоном. И только в последнее десятилетие произведение выставлено полностью.

Другая история вспоминается возле портрета сакской царицы, моделью для которой стала вторая жена и муза художника Лаура УРАЗБЕКОВА. Их история любви с трагическим оттенком: после травмы жена оказалась прикована к постели на многие годы. Художник оборудовал при мастерской специальное помещение для нее, нанял сиделок и провел систему видеонаблюдения прямо к рабочему месту, чтобы всегда видеть жену… Один этот факт говорит больше, чем долгие рассказы о том, какой Аканаев благородный человек, с большим сердцем и понятиями о верности.

Еще одна легенда художественного мира - его большая семья. Она состоит из 13 художников, фотографов, мастеров прикладного искусства, и каждый уникален в своем роде. А патриарху искусствоведы приписывают рождение нового стиля в искусстве - неотрадиционализма. Поскольку Амандос Аканаев очень уж смело экспериментирует. То объединяет ренессанс с авангардом, то экспериментирует с объемными, металлическими формами, сращивая их с плоскостью картины. То балуется сверхреализмом, то позволяет себе буквальный гротеск, например, показывая, как тучный мужик сидит на шее у своей жены. И все это с очень точной привязкой к тюркской культуре и традициям. Кстати, выставка как раз показывает все эти разные грани автора. И от резкой смены стилей и жанров просто захватывает дух.

А еще в хорошей карме художника плюсики за большую работу по сохранению и документации сакских курганов, создание этнопарка, общественного мини-культурного центра в Талгарском районе. Он награжден орденом “Отан”, орденом ONUR NISANI (высшая награда Международной организации “ТЮРКСОЙ”), Золотой медалью Российской академии художеств.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть