Бодрящая сила искусства
Мастер-класс по кофейной живописи и очень говорящие портреты на первой персональной выставке Елдоса АМАНА в Алматы.
Найти, где будет твориться магия искусства, несложно - достаточно идти на запах. В ожидании гостей уже готов крепкий кофе, готовы задушевные разговоры. Последнее в программу мастер-класса не вписывается, но под кофеек и беседа ладится. Новоиспеченные художники внимательно слушают Елдоса, как “сварить” шедевр. Мастер-класс лишь одна из активностей открывшейся выставки очень необычных портретов.
Облако винных пробок, как волосы, рассыпанные по плечам таинственной красавицы. Лента аудиокассеты вместо пышной шевелюры меломана. У книголюба - стопка фолиантов под элегантной шляпой. У путешественника - северное сияние. Самое интересное, что все это - портреты реальных людей. Художник просто списал с человека его характер, увлечения, переживания даже. Необычный стиль называется ассамбляж. Но на этом мало кто заморачивается, интереснее замереть перед картиной, всмотреться-вслушаться, а вдруг это и про меня.
Называется выставка, открывшаяся в пространстве Efes Art Space, “За пределами холста” или “Другие портреты. Вторая жизнь”. Очевидно, художнику, которого знакомые уже замучили вопросами, когда же он сподобится на выставку, было сложно определиться. И тут уж зрителю все карты в руки, трактуй как хочешь. То ли это отчасти про экологию и реинкарнацию мусора в искусстве. То ли про человека как целую Вселенную. Искусствоведы подсказывают: материл для художника - это способ самовыражения.
Картины и вправду очень объемные - хочется их не просто рассматривать, но даже потрогать. Одна цепляет особенно - настоящая девочка со спичками. Только вот все они обугленные, скорчившиеся, как расколотые несбывшиеся мечты. Мрачная картина. Но мотивирующая - в коробке еще есть несколько, чтобы зажечь.
Елдос, который все эти портреты писал около трех лет, признается: здесь и комбинация изучения материалов через художественные практики, и передача чувственных переживаний своих героев. За каждой работой стоит живой человек - узнать не сложно. Но есть и картины, списанные с рассказов о чувствах и эмоциях. И, конечно, свои мазки на каждой из 20 представленных работ оставили события последних трех лет.
Художник запутывает еще больше - не вглядывайтесь вы в “лица” на портретах. Следите за руками! Они ведь - зеркало души. И снова откровенничает: только самый глазастый и внимательный зритель сможет считать, сколько личного запечатал в картины творец.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы