Новый образ Нерона
Премьера, состоявшаяся в Лермонтовском театре, вроде про далекие времена, но публику взбудоражила. Тут и предыстория, и текст Эдварда РАДЗИНСКОГО, который словно бьет под дых.
Неожиданно кровавые будни древнего императора Нерона становятся очень актуальными. Потому что все это про абсолютную власть. Про натуру человека. Текст уникальный, главное - его не испортить, если привнести что-то свое. Но общее ощущение таково: а с чего мы взяли, что мир меняется, что пришла некая новая эпоха гуманизма?
Нерон считал себя почти богом, превращал сенатора в коня, заставлял ржать. Достаточно было появиться страже императора, чтобы самые знаменитые люди Рима вскрывали себе вены, отписывая ему все свое имущество. И все люто хотели его убить.
Оппонент у Нерона его же учитель Сенека, удалившийся от людского общества. Пьеса написана историком Эдвардом Радзинским, который, впрочем, не следует слепо за фактом. И об этой пьесе сложена масса легенд: кто-то утверждает, что она была в советское время под запретом, кто-то рассказывает, каким успехом она пользовалась и сколько ставилась в театрах по всему миру, кто-то вспоминает что актер Армен ДЖИГАРХАНЯН сыграл в первой постановке кровавого императора, а последней его ролью был уже Сенека…
Про премьеру в Лермонтовском стоит сказать, что ставил спектакль режиссер из Белоруссии Сергей КОВАЛЬЧИК. Ему в заслугу можно поставить лаконичность и то, что он сумел не выпячивать собственное видение. Ну разве что рэп в исполнении древнего хора. Возможно, это перебор. Лаконичен и хорош художник спектакля Сергей МЕЛЬЦЕР. И бесконечно удивителен исполнитель главной роли, собственно злодей Нерон - Артур КИЗИЛОВ. Новый актер в нашем театре, которого долго и упорно соблазняли перейти в Лермонтовский.
- Эта пьеса прямо про наше время, - откровенничает Артур, - но я думаю, что можно сыграть ее и через сто лет - будет тот же самый эффект.
- Неужели люди такие сволочи?
- А разве нет? Но Нерон не просто кровавый диктатор. Ему не хватило любви в детстве, а потом пришло ощущение вседозволенности, опьянения властью.
Для Артура Нерон не только роскошная роль, но и мостик для возвращения в родной, любимый город. Кизилов родился в Семипалатинске, потом семья сразу переехала в Алматы, и детство прошло в этом городе. Затем еще один переезд - в Россию, в Новосибирск, где Артур окончил театральный институт.
С первого курса он работал в театре. Сыграл в спектакле Дмитрия ЧЕРНЯКОВА “Двойное непостоянство”, который получил главный российский приз - “Золотую маску”. Но Артур был вынужден вернуться в Семей, когда понял, что воспитавшая его бабушка нуждается в уходе.
- Я приехал сначала в гости, потом взял отпуск и остался, - рассказывает актер. - Про меня узнали в Театре им. Достоевского и пригласили работать. Время было трудное, тогда в театры по всей стране зрители ходили не очень охотно, к этому надо было приучать. Как и к тому, что театр не только развлечение. Хорошо, что сейчас уже подросло поколение, которое не надо тащить, сами с удовольствием ходят.
В 2013 году я получил на республиканском театральном фестивале приз за лучшую мужскую роль, и уже тогда меня начали звать в Театр им. Лермонтова. Я ведь вырос за его кулисами, поскольку мама была актрисой. Конкретные переговоры шли полгода уже с нынешним руководителем.
Конечно, ключевым вопросом было жилье в Алматы. У меня же семья, жена, ребенок, собака. Приехать и тратить все деньги на съемную квартиру я просто не мог. Как только решился этот вопрос - я перебрался в мой родной город. Тут почувствовал верность поговорки “Где родился, там и пригодился”. Я ведь работал в разных городах, но жить там, где прошло твое детство, где все родное, где ты помнишь, как школьником бежал на занятия и видел горы, не закрытые новостройками, без смога, - это особое ощущение.
- Как вам роль? Вы всегда играете злодеев?
- Нерон - очень хорошая роль. Гораздо интереснее Гамлета, унылого страдающего мальчика. Это замечательный вклад в личную актерскую копилку. Понимаю, что люди хотят отвлечься от собственных проблем, но невозможно все время смотреть просто комедии, к которым приучают сейчас театры. Говорят, что комедии нужны для кассы. Получается, что культура уходит на десятый план, а на первом - сборы. А мне уже сейчас пишут зрители, которые сначала сами посмотрели сдачу спектакля, потом привели всю семью на премьеру и еще хотят. Так что однозначно спектакль удался, и надеюсь, у него будет долгая жизнь.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Марии КОНСТАНТИНОВОЙ, Алматы