5855

Алматы театральный окунулся в лихорадку нового фестиваля. Не пафос­ного, но очень настоящего, откровенного, местами шокирующего. Фестивалят на площадке Тотального театра.

Люди-зеркала

Это становится уже городской традицией - дать возможность всем театральным площадкам и коллективам собраться и поговорить. В прошлом году хотелось о любви. В этом люди творчества с жаром взялись препарировать человека - как личность в истории и спицу в ее колесе. Фест так и называется - “Действующее лицо”.

Разбираться, ху из ху, будут семь дней. Символично. В первый радушные хозяева угощали собственной постановкой - иммерсивным спектаклем “В единственном экземпляре”. Спецпроект от Тотального - это музей человеческих судеб, куда зритель может прийти, шаркая тапочками, и просто глазеть на экспонаты или же активно включиться в процесс.

Руководитель театра, режиссер и идейный генератор фес­тиваля Антон ЗАЙЦЕВ с видом заправского экскурсовода делит гостей на группы, рассказывает о правилах, подает спецсигналы. Зрители осторожно двигаются из комнаты в комнату. Прелесть в том, что в пространстве можно перемещаться хаотически, услышал что-то интересное - беги себе против шерсти, смотри, пили сторис, проникайся.

У актеров, задействованных в необычном спектакле, от куража блестят глаза. Их задача - около часа прожить в своем закутке в образе заданного персонажа. Да так, чтобы каждый, кто пришел в этот день в театр, мог поклясться потом, что он, “вот как с тобой сейчас, говорил с Диснеем”.

Самой юной актрисе постановки Полине МАЧКОВСКОЙ всего девять лет. Это второй ее сценический опыт, до этого девочка была задействована в новогоднем спектакле “Чудеса Деда Мороза”.

- Сложно, конечно, что нет сценария, реплик, ты не можешь сказать: “Я выхожу после вот этого актера”. Нужно просто жить, существовать в этом пространстве, взаимодействовать с людьми, - признается Полина.

Но хозяева расстарались: кроме актерского мастерства, которое, безусловно, главный “держатель” для зрителя, очень дотошно и с уважением к зрителю продуманы детали антуража - чистое эстетство.

Необычен и выбор персонажей - мыслитель Абай Кунанбаев соседствует с певцом Юрием Шатуновым, от художницы Фриды Кало можно буквально шагнуть в сторону ее датского коллеги Эйнара Вегенера, за стеной заламывает руки Мать Тереза и очень громко ужинают поэты.

- Их объединяет то, что, несмотря на условия, в которые их забрасывала жизнь, они оставались верны себе и продолжали свое дело, - отмечает Антон Зайцев. - У спектакля нет конкретного автора, это наше коллективное творчество. Вы можете сделать несколько кругов по музею и всякий раз услышите и увидите что-то новое.

Музей человеческих судеб, втис­нутый в спектакль, - это, конечно, затравка для гурмана-зрителя. Родилась она сама собой в творческой семье людей, которые буквально живут театром и круглые сутки изобретают что-то этакое, что вывернет душу и докопается до чего-то искреннего и настоящего.

- Это важно именно сейчас, - говорит Антон.

Спектакли, выбранные для фес­тиваля, как раз из таких. Так, в Тотальном покажут драму Osborn Республиканского немецкого драматического театра. Казахский государственный академический театр для детей и юношества имени Габита Мусрепова представит спектакль “Қаһар”. Алматинский государственный театр кукол придет на фестиваль с постановкой “Абай. Впечатления”. Независимый театральный проект Saf выступит с эпической ораторией “Омар Хайям. Ловец волны”. Петербуржский театр “Особняк” пойдет на рисковый шаг - показать спектакль “Комната Герды” в онлайн-трансляции. Привезти его на фестиваль не успели. Завершится фестиваль философским спектаклем “Я есть”.

Не обойдется и без наград. Выберут любимых артистов, режиссеров и спектакль. Здесь слово за зрителем.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть