1704

Объяснение на пальцах

Алматинские зрители на сцене театра “Алатау” смогли увидеть за один вечер сразу два уникальных спектакля: историческую драму “Манкурт” и музыкальную сказку “Аладдин”. Уникальные они потому, что созданы артистами, которые не слышат. А интересны не только для зрителя, который живет в тишине.

Объяснение на пальцах

Одна тысяча тенге - смешная цена за билет для заядлого теат­рала. Но зрители, которые обычно ходят на спектакли творческого коллектива “Өрлеу” (“Восхождение”) алматинского Дома культуры глухих, были удивлены. Обычно представление для них артисты устраивают бесплатно, на добровольных началах. Но на этот раз труппе особенных артистов нужно было достойно встретить гостей из Узбекистана. С группой артистов из соседней страны (они привезли в Алматы свою постановку “Аладдин”) наши артисты познакомились в ноябре прошлого года в Москве на фестивале “Территория жеста”. Коллективы сдружились и решили снова встретиться на одной сцене. Получился такой теат­ральный мини-фестиваль.

Артисты из Казахстана во время поездки в Москву показывали отрывок из спектакля “Манкурт” по мотивам романа Чингиза Айт­матова “Буранный полустанок”. Правда, собираясь на фестиваль и готовя на суд жюри эту небольшую постановку, они и не думали, что она выльется в полноценный спектакль, да еще и в ударные сроки: адаптацию пьесы для театра жеста умудрились сделать всего за три месяца.

- Мы с нашим руководителем Газизханом АДИЛХАНОВЫМ немного упростили постановку, - рассказывает слабослышащий режиссер Жанара БЕКТУРГАНОВА.

 - Наш глухой зритель не избалован театром. В городских нет сурдопереводчиков, а значит, люди, имеющие проблемы со слухом, отрезаны от этого искусства. А вызывать себе переводчика с жестового языка для похода в театр накладно. Получается, главный досуговый центр для нашего специфического зрителя - это наш Дом культуры. До этого мы еще не отваживались на постановку полноценного спектакля, только мини-сценки на праздники делали.

Сложности у труппы возникли и с подбором актеров. На исполнительницу главной роли Найман-ана изначально была выбрана другая актриса - она подходила и по возрасту, и по фактуре. Но, признается режиссер, начав репетировать, они поняли, что с ролью она не справляется.

- У нас ведь работают непрофессиональные артисты, им не хватает знаний и азов. Поэтому делаем ставку на природный талант. Вот и вышло, что у нас роль серьезную и возрастную играет совсем молодая актриса, да еще и с маленьким ребенком в придачу. Пока Лаура КОРОЛЕВА играла на сцене, мы за кулисами по очереди все нянчились с ее малышом, - улыбается Жанара Бектурганова.

Темнота на сцене рассеивается, и зрителя переносят на многие века назад. Однако все происходящее на ней актуально и сегодня. Все можно отнять у человека: имущество, землю, даже жизнь. А как быть с памятью? Почему на земле все еще полыхают войны? Почему человек должен умирать и убивать? Найман-ана (Лаура Королева) теряет своего сына Жоламана (Елдос МАРАТУЛЫ) - он жив, но это уже не он, а манкурт, не помнящий родства, безвольный раб, готовый выполнить любой приказ хозяина. Тщетны ее попытки вернуться в его сердце и память, там все жестоко выжжено, вытоптано. Мать страдает и погибает от стрелы, выпущенной ее же сыном.

Совсем иное настроение подарил зрителям “Аладдин” в узбекском прочтении. Похоже, режиссер-постановщик (он же ведущий артист труппы) Олег ОЩЕПКОВ вдохновился голливудской версией восточной сказки. Джинн, вылетающий из лампы, уж очень был похож на актера Уилла Смита. Он сначала появляется этаким гигантом на экране, а потом выходит на сцену как обычный человек.

Яркие костюмы артисты сшили себе сами. Танцевали и пели на языке жестов весело и задорно. Отдельный восторг - человек-ковер, роль “немногословная”, но исполнена была очень харизматично. А режиссер в этот вечер был просто вездесущ: он умудрился успеть и побывать за дикторским столом, и дирижировать, и показывать артистам, какие движения исполнять в танцах, какие реплики выдавать. А еще мелькать на сцене во время песен и в эпизодических ролях.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть