1857

Отдали в руки молодым

Симфонический оркестр им. Толепбергена Абдрашева сегодня, 4 февраля, на один вечер будет отдан талантливым дирижерам проекта “Новые имена”.

Отдали в руки молодым
Нарын КАЖГАЛИЕВ добивается, чтобы оркестр звучал как один инструмент.

За пультом в Большом концерт­ном зале Казгосфилармонии им. Жамбыла побывают четыре человека. Мы подсматривали и подслушивали во время репетиции. А главное, пытались понять: что такого хорошего в этой профессии? Ну, кроме того что можно командовать большим количеством людей на сцене.

Кстати, все участники концерта имеют работу, нашли себя, так что это не для них шанс выступить, а скорее для публики возможность увидеть и услышать четырех маэстро и понять, как один и тот же оркестр звучит в разных руках. Эдакий мини-фестиваль.

Нарын КАЖГАЛИЕВ - сын известного музыканта Шамгона КАЖГАЛИЕВА, продолжатель музыкальной династии. Человек, у которого практически не было выбора - только музыка. По первому образованию он пианист. Получив диплом, Нарын снова поступил в консерваторию, чтобы постичь дирижерское ремесло. Говорит, что это невероятный кайф, когда огромный симфонический оркестр от 50 до 80 великолепных музыкантов ведет себя как один инструмент в его руках. И можно исполнить произведение именно так, как хочется.

Еще одна участница концерта - Барбара ПОПЛАВСКА. Она специально приехала из Польши, чтобы исполнить свою мечту - дирижировать что-то из музыки казахстанских композиторов.

Барбара ПОПЛАВСКА.

- Я родилась и выросла в Казахстане, - рассказывает Барбара, - а завершать музыкальное образование уехала в Польшу, потому что мои корни оттуда. Сейчас там работаю ассистентом дирижера, здесь осталась родня. И все время шучу, что я то ли казахская полька, то ли польская казашка. Для концерта “Новые имена” выбрала танцевальную сюиту из оперы “Абай” прекрасных композиторов Латифа ХАМИДИ и Ахмета ЖУБАНОВА.

Еще один участник концерта - Куаныш ИСМАИЛОВ. Он, пожалуй, единственный, кто с детства влюбился в профессию дирижера, а не пришел в нее в зрелом возрасте.

- Сейчас я работаю в оперном театре Алматы. А выбору профессии способствовал наш великий ТЛЕНДИЕВ. Я увидел его в детстве и был поражен пластикой, движениями рук этого человека.

Но самый колоритный в этом квартете маэстро - Ильяс ДУЙСЕН. За его плечами 22 года обу­чения музыке и три специальности, в том числе вокал - у него редкий подарок природы, бас-профундо, то есть очень низкий голос. Ильяс сначала получил образование как скрипач, потом понял, что, хотя применение такому голосу небольшое, оставить его без внимания нельзя, и поступил в казанскую консерваторию, шлифовал вокал в институте музыки им. Шнитке в Москве. И только потом решил, что хочет быть дирижером.

Ильяс ДУЙСЕН.

- Еще для себя я немного освоил духовые инструменты, ведь дирижеру важно понимать, кто как извлекает звук, уметь себя поставить на место любого музыканта. Так что пусть окольными путями, но я пришел к своему призванию.

- Столько усилий, столько учебы... А сколько у нас зарабатывает начинающий дирижер?

- Немного, около 100 тысяч тенге, но это же только начало - по крайней мере, я так успокаиваю себя, когда в голову лезут мысли о кредите, о том, что нужно для семьи.

- Вы не используете дирижерскую палочку из экономии?

- Это мой стиль. Я должен чувствовать музыку кончиками пальцев. Для меня использовать палочку - это как играть на скрипке в перчатках.

- А вы уже научились говорить на этом саркастическом языке, которым так хорошо владеют опытные маэстро? В интернете гуляют целые цитатники известных дирижеров.

- Я предпочитаю язык вежливости, говорю так, как хотел бы, чтобы говорили дирижеры со мной. Обязательно отмечаю, когда что-то звучит удачно. Хотя я заметил, что нашим людям привычнее язык требовательный, почти жесткий.

- Что главное в вашем деле, чтобы зазвучал оркестр?

- Мне нравятся три главные заповеди: самое главное - не мешать. Это сложно и не у всех получается. Вторая заповедь гласит: “Если можешь - помоги”. И третья: “Если получились два первых пунк­та, то попробуй управлять”. А если серьезно, задача дирижера не просто махать палочкой. Он, как режиссер фильма, должен иметь свое видение, задать линию каждому артисту, расставить акценты. Но это безумно интерес­но. Поэтому мы и приходим в эту непростую профессию.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть