1173

Размышления после новогодней ёлки

Молодой алматинский режиссер, сооснователь Тотального театра Антон ЗАЙЦЕВ сходил на детское шоу и впал в депрессию. Говорит, что новогодние праздники особенно остро дают понять: подросткам и детям смотреть в театрах нечего.

Размышления после новогодней ёлки

Антон - человек уникальный. Его постановки в разных театрах страны много раз становились призерами фестивалей. Видимо, секрет успеха в том, что он готов замучить и себя, и труппу, но выдать нечто удивительное, не проходное. Он и декорации неудачные целиком на помойку выкидывал, и невероятных кукол заказывал за границей, и по два года готовил спектакли. Хотя, казалось бы, детская аудитория скушает все.

- Вот это самое опасное заблуж­дение, - переживает Антон. - У нас нет честности по отношению к детям, нет культуры восприятия ребенка как человека со своими потребностями, проблемами, бедами. Это достаточно распространенная беда детских театров. Но во время новогодних спектаклей она становится гораздо заметнее. Ведь это время наскоро сляпанных шоу, сказочек сомнительного толка. Из серии “у нас тут на складе есть костюмы, давайте их используем”.

- Вас что-то конкретное зацепило?

- Да, я посмотрел шоу “Алихан и тайна машины времени”, которое с размахом шло во Дворце Республики, и напрягли многие вещи. Отношение к слову, к зрителю, вообще вторичность. Ажека, которая торгует помидорами, и главный мотив для поиска машины времени - чтобы не испортились помидоры. Приговорки типа: “Ну-ка, скалка-выручалка, ты давай нам помогай-ка”. Я не говорю про то, что со сцены услышал и лОжить, и звОнит. Сплошная кровь из ушей.

- Ну не БРОДСКОГО же и АБАЯ ставить для школьников…

- Понятно, но не надо думать, что дети дураки. И мы забываем, что театру сейчас надо состязаться за внимание с очень продуманным и просчитанным миром мультфильмов и видеоигр, где внимание ребенка и его потребности - это главное. Как это ни банально, спектакль должен делать мир лучше, менять самого человека, но для этого нужна честность. А не просто весело, шумно, с огоньком и проекторами. Обратите внимание, у нас в театрах страны практически не представлена современная драматургия. Мы продолжаем пичкать детей тем, что сами воспринимаем, хотя они сейчас читают другие истории. Я как-то спросил школьников, что такое кикимора. Они честно признались, что не знают, а по звучанию слова это, скорее всего, какое-то корейское блюдо. Нам надо услышать детей, а не пихать им по старинке Колобка, ведьм и прочее. Иначе у них, особенно после таких представлений, вообще никогда не появится желания пойти в театр.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть