996

Особый договор

В Государственном кукольном театре поздравили Сабилу АБУЕВУ с 75-летним юбилеем, с удивительной верностью профессии, с выходом книги о ней.

Особый договор

Младшее поколение актеров специально для нее подготовило капустник. А Сабила не просто смотрела, но участвовала, танцевала и наслаждалась вниманием. Виновница торжества - человек необыкновенный. С виду серьезная женщина: белый пиджак, на груди знак “Заслуженная артистка Казахстана”, журналисты к ней диктофоны тянут, про творческий путь спрашивают. А она вдруг подмигнет намакияженным глазом и шепеляво-противным голосом говорит: “А чего это они все мне вопросы задают?” Это в ней Баба-яга проснулась на минутку.

Если серьезно, уникальность Сабилы в том, что кукольному ремеслу она училась с рук, а вот дип­лом так и не получила. Однажды случайно попала в театр и осталась в нем на всю жизнь.

- Я из Атырау, - с удовольствием рассказывает артистка. - Любила всегда петь, танцевать, косы у меня были длинные, так что когда мне посоветовали поступать на актрису, долго не раздумывала - отправилась в Алматы. Но сделала это заранее, зимой. Думала, что потребуется время осмотреться в городе, подготовиться к экзаменам. Поначалу ночевала на вокзале, а днем ездила по городу на автобусе, чтобы запомнить его, увидеть все самое красивое. Однажды оказалась возле кукольного театра. Зашла. “Что можешь делать, девочка?” А я все могу!

Девушке сказали на следующий день прийти с утра и сразу начать работать… в бутафорском цехе. Это совсем неприглядное помещение, пропахшее красками и клеем. Но Сабила была счастлива, говорит, очень повезло, что профессию кукольника начала изучать с самых основ - с устройства кукол.

- Это мне потом так в жизни пригодилось, вы не представляете! Как крепится голова, как работают глазки - все это я руками осваивала. Иногда, когда ночью дежурили сторожихи-женщины, я просилась и поночевать в театре, чтобы не тратить время на дорогу. Вот тогда для них я устраивала представление. За кулисами у нас всегда заранее развешивают кукол для спектакля. Получалось, что у меня есть и сцена и герои, вот я этим и пользовалась - разговаривала разными голосами, разыгрывала целые истории, зрителями моими были очень довольные сторожихи. Кстати, их реакция прямо вдохновляла меня.

Постепенно ей стали доверять выходить на сцену, и снова всем премудростям обучали не книги, а живые легенды, работавшие в театре.

- Вот учиться было как-то все время некогда. То замуж вышла, то дети, то премьера, то гастроли, только соберусь поступать - и откладываю. Так и работаю без диплома. Но об этом ни разу не жалела. Как не жалела о том, что не занесла меня судьба в драматический театр.

Сабила признается, что особенно любит характерные роли: лисица-кокетка или ведьма и прочая нечисть всех мастей - это для нее прямо праздник. Именно за ведьму получила она и звание. Роль была сложная: кукла в руках периодически оживала, и надо было играть самой, как драматической актрисе, вместо куклы.

- Я уже и не помню, как назывался этот спектакль, но мы показывали его за рубежом, - рассказывает Сабила. - Публика не знала казахский язык, но все сидели затаив дыхание, и взрослые, и дети.

- Когда на пенсию собираетесь?

- Официально я уже вышла на пенсию, но все равно продолжаю работать в театре. Не могу без этого. Один из прежних директоров шутил, что я доживу до ста лет, потом умру и похоронят меня вместе с несколькими куклами, чтобы я и на том свете продолжала работать.

- Ничего себе шуточки…

- А мне нравится, это точно про меня! А еще мне нравится брать в руки новую куклу и готовить вместе с ней роль. Я смотрю, как персонаж двигается, ищу вместе с ним походку, мимику, подбираю голос, это действительно совместное творчество. Куклы мне все подсказывают. Да и вообще, они мне помогают по жизни. У меня с ними особый договор.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть