3246

Битый небитому

Все 10 дней, посвященных борьбе с бытовым насилием, в казахстанских городах тут и там ставили на оранжевое. Этот цвет стал символом борьбы и непринятия любых типов абьюзерства: давления физического, экономичес­кого, морального.

Битый небитому

В Алматы показали новый перформанс с говорящим названием “Пока мы молчим”. Авторы проговорили очень непростую, но важную тему - какие круги ада унижений проходят женщины с зависимостью, осужденные, ВИЧ-позитивные. В своей семье, в исправительных, реабилитационных учреждениях...

Сцена превращается в купе вагона. Дорожные истории - беспроигрышный вариант обнажить душу и раствориться в толпе на своей станции. Попутчицы нанизывают свои био­графии на нить беседы: дети в детдоме, которых нужно постараться вернуть. Мужья, которые торгуют женами из-за дозы. Работодатели, которым такие сотрудники не нужны. Острых тем много - любая постановка по швам треснет.

А на сцене тем временем появляется женская обувь. Очень быстро счет парам туфель, кроссовок и тапочек теряется. В 2019 году в Стамбуле появился страшный арт-объект: к стенам приколочено 440 пар женской обуви. Столько женщин там были убиты мужчинами за год. У нас свои цифры: ежемесячно в Казахстане регистрируются в среднем 120 изнасилований, 5232 избиения, 72 изу­вечивания, 14 убийств и 48 самоубийств женщин.

На глазах у героинь оранжевые повязки. Тоже символ. Общество закрывает глаза на насилие. Жертвы насилия и сами боятся взглянуть правде в глаза и признать: так живут не все!

Проект социального театра “Перезагрузка” родился благодаря общественному фонду “Равный Равному плюс” и Евразийской сети женщин, живущих с ВИЧ. В основу перформанса легли реальные истории. Актриса Асель ОНГАРБАЕВА, например, специально познакомилась с прототипом своей героини, поговорила, чтобы понять и прочувствовать образ.

Анна КОЗЛОВА играет саму себя. Спокойно, не рисуясь и не прячась, рассказывает свою историю. Пять судимостей. Употребление. В последний раз освобождалась, цитирую, “под чистое небо”. Анна уже шесть лет в ремиссии. Говорит, что-то щелкнуло - пора остановиться. Теперь она актриса и равный консультант, оказывает юридическую и психологичес­кую помощь людям, оказавшимся на воле не у дел.

- Пока я писала сценарий и шли репетиции, все время спрашивала себя, как найти способ показать истории этих женщин, не обеляя их, не оправдывая. Вызвать у зрителя не жалость, но сочувствие, - волнуется режиссер перформанса Надежда ПЛЯС­КИНА. - Эти туфли на сцене - наш посыл. Прежде чем судить, пройди путь другого человека, надев его ботинки.

Юлия ЗЕНГ, фото Олега СПИВАКА, Алматы

Поделиться
Класснуть