Модно и съедобно
Вы можете представить, что когда-то ваша кожаная куртка была яблоком, а сумка - чашечкой бодрящего кофе? Бред? Нет, будущее! Студентка из Алматы так поверила в то, что биокожа спасет мир от экологической катастрофы, что уже целый год бьется над ее практическим воплощением.
С материалами все понятно: яблоки - символ города, устроившегося на коленях у гор. А кофе? С этим Гульназ САРСЕНОВОЙ помогают в одной городской кофейне - передают молодой исследовательнице остатки производства. Еще один экомотив.
Вообще-то, Гульназ - инженер-энергетик. Но, поступив в магистратуру, она сменила и вуз, и направление своей деятельности. Сейчас девушка учится в магистратуре Алматинского технологического университета. Здесь на кафедре технологии текстильного производства многие включены в экоразработки. Например, активно пытаются превратить волокна технической конопли из нитей в ткань. Она должна получиться крепкой, надежной. А еще обойдет хлопок по экономичности: в таком рьяном поливе конопля не нуждается. Здесь же работают и с тканями - пытаются добиться чуть ли не неуязвимости, чтобы в воде не намокали, в огне не горели. Получается. Но вот в производство эти наработки не уходят. И профильные организации, пожарные например, ими не интересуются.

- А я мечтаю, чтобы текстильная промышленность полностью оправдывала лейбл “Сделано в Казахстане”. Для этого изделие нужно не только отшить у нас, но и из наших тканей, - говорит Гульназ.
А лабораторию наполняет аромат свежезаваренного кофе. По большому секрету - вдруг перехватят конкуренты - нам показывают всю технологию создания биокожи из кофе. Используют для производства глицерин и природный загуститель из водорослей. Уваривают, размешивают до полного устранения всех комочков, как в манной каше, а потом разливают по формочкам. Для того чтобы “сварить” кожу из яблок, их сначала измельчают, кипятят, процеживают, загущают искусственно и разливают по формам. Процесс очень похож на изготовление пастилы. Пахнет биокожа аппетитно. Правда, в принципах экологичности для нее используют только отходы - кожуру или пропавшие фрукты. А еще для цельности изделия помещают массу на текстильную основу.
Гульназ экспериментирует. Например, не процедила яблочную массу и получила основу, напоминающую пластмассу. Тоже хорошо - из нее можно делать одноразовые контейнеры для еды или посуду, чтобы отказаться от пластика. Говорит, во сне, как великого Менделеева, ее осенило добавить в биокожу воск, это сделает ее более стойкой к воде. В лаборатории ученая испытывает готовый материал: насколько он крепкий, как растягивается, горит ли. Добилась того, что сделанная ею биокожа может выдерживать нагрузку в четыре килограмма.

- Для того чтобы шить из такой кожи одежду, этого еще мало, а вот сделать обложку для блокнота, портмоне можно, - уверяет Гульназ.
Мечтает девушка выйти на связь с коллегами из Европы - они научились делать биокожу из грибов, листьев ананасов, апельсинов, банановой кожуры и даже из чайного гриба. Производство биокожи идет рука об руку с пищевой промышленностью. Так, при отжиме сока из яблок около четверти продукта идет на выброс, аналогично и с переработкой винограда.
При этом Гульназ не скрывает: мороки с изготовлением биокожи гораздо больше, чем синтетической. А еще она дороже натуральной, грубой выделки: 50-сантиметровый квадрат натуральной кожи стоит около 10 тысяч тенге, а ананасовой - 20 тысяч. Так зачем же заморачиваться?
- Для изготовления биокожи не нужно убивать животных, - парирует Гульназ. - А вот синтетику она обходит уже после применения, ведь она разлагается полностью, а не превращается в вечный мусор.
Выглядит пока что яблочная или кофейная биокожа не особо презентабельно. Но автор идеи все еще добивается нужной гладкости и зернистости. Говорит, что материал можно красить. А еще важно вооружить фруктовую кожу защитой от микробов и паразитов. И, возможно, такое производство станет хорошим символом Города яблок.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Юлия ЗЕНГ