Чешите и кайфуйте
Хулиганы с опытом и забор с прошлым
В Алматы сразу в двух арт-пространствах открылась выставка казахстанских художников Елены и Виктора ВОРОБЬЕВЫХ. Aspan Gallery и “Дом на Барибаева” приглашают посмотреть и почувствовать “Фантомную быль”.
Современное искусство - это больше про молодых хулиганов. Елена и Виктор люди серьезные, возрастные, утонченные, и все же им давно тесно в оковах традиционных жанров. Им вообще везде тесно. “Фантомная быль” - это сложносочиненная история из десятка серий. Все вместе дает болезненно-приятное ощущение, как от чесания старой раны.
И Виктор, и Елена терпеть не могут говорить на тему “что художники хотели этим сказать”. Поэтому публике предлагается просто нырнуть в прошлое. В “Доме на Барибаева” весь фирменный коктейль Воробьевых. Во-первых, назаборное искусство, когда к действительности не надо ничего прибавлять. Например, ограда, составленная из гербов бывших союзных республик. Настоящий сюр рядом с заснеженной тропинкой. Остается только слегка тюнинговать картинку, чтобы уйти от репортажности.
В отдельном зале очень вкусно увязанная видеоинсталляция. Обычная глубинка, и детские игры рядом с мычащей коровой, заброшенной техникой. В центре зала - стальная шпала, на которой, как на привязи, все держится. И сразу ясно. Это якоря из детства, наши воспоминания, которые сидят внутри как ржавые шпалы. И чего тут спрашивать у авторов? Изящный жест - те, кто считает, что видео и прочие эксперименты от неумения рисовать, могут полюбоваться навязчивым повторением этих вот шпал-привязей фотографически, мастерски выписанных.
Тут можно бродить, как в лабиринтах памяти, рассматривая фотографии подуставших советских памятников с периферии. А можно отправиться в Aspan Gallery, чтобы увидеть старые документальные фото, которые превращаются в узоры, дополняются рисунками. Такие шутки вытворяет память, когда мы проваливаемся в дрему. И опять авторов спрашивать не о чем.
“Фантомная быль” просуществует в Алматы почти до конца января. Кстати, Воробьевы одни из немногих казахстанских авторов, кого приглашали с проектом на Венецианскую биеннале.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Олега СПИВАКА, Алматы