По чесноку
Почему пол в заброшенном казино заляпан кровью? Да потому что здесь пытали одного из героев фильма “Беркут”
А почему приехавшие на площадку журналисты с удовольствием снимали эту страшную пустую комнату? Да потому что больше никуда не пускали - мол, там опасно. На нас смотрели с жалостью и задвигали в самые дальние уголки, куда не попадали гильзы от холостых и очень одиноких выстрелов. И даже репетиции мы видели только через узкие щели между спинами спецназовцев. Снимают мужское кино. Зато по-честному.
Обладатель крапового берета, один из постановщиков фильма полковник Камал ЖАКСЫЛЫКОВ по-честному сказал: мол, думал, что актер Санжар МАДИ только на лирических героев годится, но когда погонял его немного, то зауважал. И вообще, года за три довел бы его до получения настоящего крапового берета. По-честному в фильме про спецназ снимались и бойцы, поэтому фотографировать массовку можно было только по команде, когда реальные военные закрывали лица балаклавами. Даже в кино они будут неузнанными, так положено для безопасности их домочадцев.
Обстановка на съемках была вполне боевая. Для сцены взятия штурмом гнезда наркобаронов выбрали неработающее уже семь лет казино в Конаеве. Выглядело это сюрреалистично: снаружи военная техника, машины киношников, внутри ковролан с узорами и хрусталь. За стойкой бара, прямо на полу, вповалку спят военные, ждут, когда их позовут в кадр. За давно пустующими столами травит байки группа людей в черном с совершенно бандитскими лицами. На поверку они оказались интеллигентнейшими товарищами, актерами. Просто уже вошли в образ.
В подсобке напустили дыма и готовят эффектный кадр: здесь, в узком коридоре, встретятся группа спецназа и бандиты.
- Нет, это не кровь, это краска, - говорит помощник режиссера, уводя нас в закуток. - Сюда не наступите, здесь уже замаскирована посадка (в переводе с киношного - пиротехника, которая взорвется в нужный момент). Уши заткните, сейчас будут громкие выстрелы. Вообще лучше стойте тут, за углом.
По сюжету один из героев щитом и своим телом накроет гранату, брошенную бандитом. Надо сымитировать, как его подкинет вверх взрывом. На площадке это выглядит так: дублер лежит на полу, через блок прокинут трос, которым несколько мужиков должны по сигналу резко поднять его сантиметров на 20 от пола. Трос потом подотрут на компьютере, мужиков не будет видно в кадре, крупным планом снимут лицо актера. Из настоящего будут переживания зрителей и великая магия кино. Это вам не драма про любовь-морковь и страдания. Это боевик, и лучше всех в этой обстановке чувствуют себя профессиональные вояки.
Жаксылыков - бывший командир отряда спецназа “Беркут” Алматы. К военному званию ему уже можно добавлять звание как минимум заслуженного деятеля культуры: полковник принял участие в 16 фильмах, этот проект 17-й. Причем он один из соавторов идеи, и сценарий писали с его участием.
- Актеры молодцы, - довольно улыбается Камал. - Я думал, месяц придется их тренировать, но хватило недели, чтобы они вели себя так, словно уже отслужили год. Прекрасно отработали сцены и на горных озерах, и на Или, где приходилось в полной амуниции прыгать в ледяную воду и грязь. Мы с режиссером Данияром ИБРАГИМОВЫМ боялись, что они заболеют, но ничего. В этой картине мы хотим показать, как достигается краповый берет, что это такое. Он ведь не дает званий, прибавки к жалованью, это просто очень серьезный отбор в элиту спецназа. В этом году из 300 претендентов экзамен выдержали всего 22 человека.
- В одной из главных ролей Санжар Мади - красавчик, любимчик женщин. Разве спецназ - это его амплуа?
- Мы тоже так думали, но когда он побрился, переоделся и начал отжиматься, то все сомнения развеялись.
- Вообще-то я не только лирических героев играл, - вступает в разговор Санжар. - У меня есть и “Бой Атбая”, и “Желтая кошка”. Мне вообще не хочется застревать в одном и том же амплуа.
- Насколько трудной оказалась эта роль?
- Если по шкале в 10 баллов, я бы сказал, что это 11… Никак не ожидал, что нагрузки окажутся такими серьезными, и это при том, что нам, как актерам, делали скидку. Самыми трудными были даже не сцены в ледяной реке, а те дни, когда мы снимали экзамен на краповый берет. Приходилось не только бегать, сдавать нормативы, но еще и играть. Я почувствовал в эти дни, что силы мои заканчиваются. И затем мы должны были снимать сцену захвата помещения. Только представьте: по сценарию надо было в полной экипировке, с противоосколочной защитой, в шлеме, бронежилете - а все это весит около 40 килограммов - с автоматом в одной руке забежать на крышу здания и лечь. Так вот когда я все это сделал, то понял, что физически не могу подняться. Со мной никогда в жизни такого не было.
- Жена волнуется за вас? Вы хотя бы не приходите домой с теми фингалами, которые гримеры вам делают?
- Фингалы казенные, их после съемок надо сдать гримерам. А жена, конечно, очень переживает, просит быть максимально осторожным. Да мы и сами на всякий случай перед каждой сценой проверяем оружие.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО, Алматы