1957

Мужчина с иголкой

Сначала мне было немного стыдно, говорит художник, а потом я закрыл на все глаза и стал заниматься любимым делом.

Мужчина с иголкой

На открытии своей первой персональной выставки в музее искусств им. Кастеева художник Турбай МУРАТБЕК рассказал о необычной технике, в которой соз­дает картины. Он их... вышивает крупными рельефными мазками-стежками. Собственный путь в искусстве искал ровно 10 лет. А изначально озарение настигло его в шесть утра, в зале Стамбульского аэропорта, по пути со стажировки домой...

Турбай МУРАТБЕК.

Он учился на керамиста, потом на дизайнера, потом сосредоточился на живописи, стажировался в Турции. Основной доход до сих пор дает создание интерьеров и преподавание. А эти все поиски - для души. Турбай всегда смотрел, как одна из его четырех сестер создает гобелены, красит шерсть, и это зрелище завораживало. Наверное, поэтому в аэропорту внезапно пришла мысль: а что, если с нитками обращаться, как с крас-кой? Тогда же появился первый набросок. Дома ушел в эксперимент с головой, и оказалось, что нитками можно вышивать, вязать, скручивать их, закреплять клеем, создавать сюжеты на паутине из шерсти, на льняных тканях, даже на марле - так появилась прекрас­ная обнаженная девушка. Но самая любимая и зрелая серия - про детей в городе. Это экскурсия в собственное далекое детство с завалинками у одноэтажных домов, велосипедами у заборов, детьми, работающими на базаре. Что-то неимоверно теплое и трогательное.

- Меня вдохновляют самые обыч­ные моменты из жизни, - откровенничает Турбай. - Бытовой жанр сильно недооценен. Все хотят делать пейзажи и портреты, а мне интересны вот эти сцены будничной жизни. Особено то, как живут дети. Я прекрасно помню, как сам все школьные годы помогал родителям продавать продукты на базаре. К сожалению, многие взрослые забывают, что дети должны оставаться детьми, даже если помогают взрослым. Что работа для них не должна быть повинностью, обязанностью. Этот вопрос меня всегда волновал, поэтому я решил посвятить работы именно детям. И еще я люблю, когда на картине можно вставить животных. Они такие же трогательные, беззащитные. К сожалению, сейчас так много слышу историй о том, как их обижают. Хочется привлечь внимание и к этой проблеме.

- Коммерческий успех у таких картин есть, публика понимает новый жанр?

- Сейчас уже начали понимать. А поначалу действительно было сложно. Людям было невдомек, зачем это мужчина, живописец, взял в руки иголку. Как-то не соответствовало это восточному воспитанию, представлению о занятиях. Но я получаю от этого огромное удовольстие, поэтому не обращаю внимания на чужое мнение.

Турбай уверен, что это не один из этапов, а собственный найденный стиль, что это надолго. Правда, уже сейчас думает немного изменить натуральным материалам и обратить внимание на вторичное использование отходов - пробует вырезать нити из плас­тика, и уже первый эксперимент вдохновляет.

- Если не мы, то кто подумает об этом, надо начинать с себя. Во всем. Вообще, это самое трудное для художника - найти себя, свой стиль. У некоторых так и не получается. Кстати, у нас и преподаватели этим грешат - любят, чтобы все было по шаблону, а мне важнее всего разглядеть индивидуальность в каждом ученике и помочь ему стать непохожим на других, уникальным, обладающим собственным голосом.

Название выставки SÚR-AQ имеет несколько значений: дословно - это сочетание серого и белого. Но можно услышать это и как вопрос. Для автора, как для любого художника, сама жизнь - это бесконечные вопросы, на которые он пытается найти ответы.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть