Съесть себя не дам
Директорское кресло Оперного театра им. Абая, кажется, заговоренное… Усидеть в нем сложно, а люди, даже хорошо показавшие себя на этой должности, на повышение не идут. Вот уже полгода его занимает Нурбакыт БОКЕБАЕВ.
- До Оперного театра вы руководили цирком, что и послужило у многих поводом для скепсиса - мол, что он знает о балете и опере…
- Просто не все в курсе, что у меня большой послужной список - с 2012 по 2015 год, например, я уже был здесь заместителем директора. Потом меня попросили навести порядок в цирке, где тоже был очень неспокойный коллектив, накопилось много проблем. Там я начал с расчистки помещений, перевел животных в другое здание, чтобы не было характерного запаха.
- Здесь тоже начали с расчистки или бесед по душам с сочинителями кляуз?
- С людьми уже поговорил, сейчас обстановка спокойная. Не секрет, что шум был до потолка, и чуть что сразу писали президенту. У меня такая позиция: все равны, все делаем общее дело, любимчиков у меня нет, все решает худсовет. Каждого я уважаю, но уважение заканчивается, если человек начинает наглеть. Скушать себя я не дам.
- Не секрет, что в бытность предыдущего директора случился явный перекос в сторону так называемых гастрольных спектаклей, когда приглашают солиста и очень сильно поднимают цену билета. Вы тоже считаете это нормальным?
- Так быть не должно! От такой практики однозначно будем отказываться. Да, у нас есть несколько человек, кто занимается приглашением звезд. Но привозят одного-двух солистов, а все остальные - это государственные службы, музыканты, танцоры, певцы, получающие зарплату от государства. Да и не могу сказать, что к нам привозят таких артистов, что на их фоне меркнут наши солисты. Наши ничуть не хуже! И я много раз слышал, когда люди, приходящие на подобные спектакли, удивляются, почему такой шум, такое восхищение. Я понимаю, когда приезжает целый коллектив и можно, например, сравнить постановки. В любом случае это не повод, чтобы билеты сразу стоили по 40, по 70 тысяч тенге, как это бывает. Ну что это такое! Человек захочет пойти в оперный театр, увидит эти цены на билеты и подумает, что не нужен ему такой балет. Конечно, это вызывает недовольство народа. Главное внимание должно быть к нашим собственным спектаклям. Мы это все приведем в порядок, работу уже начали. Если гастрольные спектакли, то пусть или весь состав приезжает, или выступают на коммерческой сцене и доплачивают всем остальным участникам спектакля. Для нас такие визиты означают только остановку обычной работы.
- Почему?
- А вы представьте: у театра есть свой план, 16 спектаклей в месяц, и они обычно идут с четверга по воскресенье. Привозные звезды не хотят выступать в понедельник, когда в театре традиционно выходной. К тому же обычно дают два спектакля - значит, выпадают два дня. Плюс репетиции, установка декораций, вот и получается, что наша труппа в простое.
- Есть ли у вас некий суперплан по развитию театра?
- Конечно. Он больше связан с хозяйственной частью. У нас сейчас остро не хватает пространства. Например, у театра нет большого репетиционного зала, где могут разместиться и оркестр, и хор. И опять же, если какой-то юбилей, государственный праздник, под который нам надо предоставить зал, то основная работа труппы прекращается. Но у нас есть второе здание позади театра - если его увеличить, перестроить, то мы решим сразу несколько проблем: разместим удобно все производственные цеха, обустроим большой репетиционный зал и выделим место для хранения декораций.
- А сейчас где они хранятся?
- Сейчас для хранения громоздких декораций мы арендуем склад. Впрочем, какой там склад - это бывшая кошара колхоза Калинина в пригороде Алматы. То есть для каждого спектакля нам надо арендовать машину, привезти, потом увезти. Еще и всегда переживаем за логистику, чтобы успели смонтировать на сцене все это. И деньги уходят немалые. Эти средства лучше один раз потратить на перестройку здания позади театра и решить таким образом сразу комплекс проблем.
- А в творческом плане какие мысли?
- Надо возобновить ряд спектаклей, которые незаслуженно ушли со сцены, их просят зрители, например балет “Красная Жизель”. Надо освежить оперу “Чио-Чио- сан”. Надо продолжать программы для детей, концерты на втором этаже. Очень нужен детский балет - уже закончили работу над либретто “Алдар-Косе”, надеюсь, в этом году поставим его. Планов много, будем их воплощать.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы