Пёс его знает
О чем спектакль, которым открыл свой 78-й сезон Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Наталии Сац? Зрители, попавшие на премьеру постановки “Несвободные люди - вольные псы”, однозначного ответа не нашли.
О бездомных собаках, в которых больше человеческого, чем в нас? Или псы - это зашифрованный отсыл к беспризорным детям, которые всегда ждут беспутных родителей? Гадать можно долго, а спектакль показал главное: театр еще может растревожить душу и очистить ее.
Повесть Константина Сергиенко “До свидания, овраг!” была написана в 1979 году. Ее перевели на многие языки мира. Повестью вдохновлялись мультипликаторы и театральные режиссеры. Но почему же именно ее выбрали для открывающей сезон постановки?
- Повесть эта совершенно простая. Но этой простотой и искренностью она меня и зацепила. Сюжет по-детски наивный и добрый, - говорит режиссер Галина ЕФИМОВА. - Я села и стала работать. И даже написала для спектакля несколько песен. А потом - полилось. Так появился “телефон ветра”, которого не было у Сергиенко, монологи главных героев, написанные специально под каждого артиста. Ведь одно дело - то, что мы говорим о собаках, и другое - что они чувствуют и думают о нас.
Сюжет не перегружен событиями. Все же это не экшен, больше про душу. Живет в овраге стая бродячих собак, пес-одиночка Верный и кот Ямомото. Он домашний, просто шастает то тут, то там - за жизнь покалякать. Нужный персонаж: сбивает жар эмоций, когда от щемящей тоски зритель шмыгает носом. Воплотить собирательный образ кота-балагура удалось Жанибеку БАГЫБАЕВУ.
- Так сроднился с персонажем, что даже валерьянку начал пить, - не устает шутить Жанибек-Ямомото.
У режиссера была лишь одна установка - никакой фальши, ничего деланного, нарочитого, что часто бывает в театре. Просила о малом: вывернуть душу, сказать все искренне и просто. Поэтому “Овраг” Ефимовой получился пронзительнее, взрослее, а герои больше похожи на людей.
Ну и, чтобы совсем добить зрителя, спеть, станцевать и выдать едва ли не акробатические номера. Это, кстати, одна из суперспособностей актеров этого театра. Они универсальные и могут все. Отчасти поэтому и вышел почти что мюзикл, способный потеснить всем известных “Кошек”.
- Двадцать поющих и танцующих актеров на сцене! Бывало всякое. Мне говорили: “Я не буду ползать по подмосткам”, “Не полезу в эту коробку”. Ребята сбивали в кровь руки и ноги, - сыплет откровениями режиссер.
Одна из актрис Карина КУДЕКОВА, воплотившая на сцене трогательную и восторженную Изюмку, отработала премьеру со сломанным пальцем на ноге. Травмировалась артистка во время одного из открытых показов. Но оказаться вне этого спектакля она уже не могла. Хотя режиссер и благословила ее на ложь во спасение: признаться зрителю, что “лапка болит”. Но актриса даже не хромала. На ней - одна из самых трогающих душу сцен. По “телефону ветра”, открытому для товарищей персонажей лауреата театральной премии “Сахнагер-2017” в номинации “Үміт” Никиты КОНЬШИНА псом Верным. Эта беспроводная душевная связь - шанс поговорить с тем, кто вдруг исчез из твоей жизни. Изюмка звонит маме.
- Если бы у вас была возможность воспользоваться телефоном ветра, кому бы вы позвонили? - первый вопрос для Никиты Коньшина.
- Я бы брату двоюродному позвонил, - сдержанно отвечает артист.
От тех, кто умеет ждать преданно и беззаветно, - множество личных историй. Одну, очень трагичную, рассказала заслуженная артистка Казахстана, кавалер ордена “Ќђрмет” Ольга КОРЖЕВА. Ее героиня - старая такса - все еще ждет своего хозяина Профессора, все еще слышит повизгивания своих потерянных щенков. И, как и все, бежит к проезжающему мимо оврага поезду: а может, он там?
- Почему все герои в белом? - снова пытаем мы режиссера. - Все же собаки, к тому же бродячие. Логичнее было бы нарядить артистов в серые лохмотья.
- Чистые души, - пожимает плечами Галина Ефимова. - Этой постановкой мы говорим о главном. О том, что мы теряем - доброта, верность, искренность, любовь. То есть те собачьи качества, которые должны быть в нас.
Словом, идти в ТЮЗ на новую постановку нужно однозначно. Идти с семьей - ошеломительный педагогический эффект обеспечен. А можно накренить маятник в сторону добра, подарив билет тому, кто злобится, у кого душа бьется, как о прутья клетки в собачьем отлове. Тому, кому важно напомнить, каково это - быть человеком в мире людей.
Юлия ЗЕНГ, фото Олега СПИВАКА, Алматы