Гвоздь программы
В столичной галерее искусств “Хас Санат” открылась выставка яркого художника. Владимир ГВОЗДЕВ, или просто Шеге (почему именно такой псевдоним - чуть ниже), прилетел в Астану на открытие своей персональной выставки “Талисман” из Москвы. Он прибыл с супругой - без нее никак и никуда, это становится понятно из взглядов и слов, которыми одаривает свою вторую половину художник.
“Владимир Андреевич”, - обращаются к нему журналисты и поклонники, а он вежливо поправляет: “Можно просто Шеге”. И обязательно подчеркивает: “Я ваш, казахстанский. И буду им всегда”. Это принципиальный момент.
Выставка Шеге действительно яркая. Заходишь в зал, и отовсюду брызжут сочные краски. “Облепиха”, “Чайхана”, “Астра-солнце”, “Праздничный стол” - накал яркости максимальный. Юные художники, пришедшие на встречу с мэтром, в диком восторге селфятся на фоне картин, уткнувшись носом в полотна, рассматривают что-то им одним, творческим, доступное для понимания.
Сам Владимир Андреевич под стать своим работам - такой же яркий в желтом пиджаке. Радости от выставки не скрывает: когда-то, в 2012 году, он уже выставлялся в этой же галерее. И сейчас, 10 лет спустя, это для него своеобразный рубеж в творчестве и жизни.
- Живу в Москве уже давно, но по-прежнему остаюсь казахстанским художником. Домой тянет страшно, скучаю, - признается мастер.
Казахстан у Гвоздева сидит стержнем в сердце - не вырвать.
А он сам - в казахстанском и казахском искусстве. А ведь “шеге” так и переводится - “гвоздь”. Удачнейший псевдоним, все совпало.
Работает художник в стиле “этносимволизм” - придуманное Гвоздевым направление неразрывно связано с казахской культурой, национальными обычаями и традициями. А зародилось оно в голове художника благодаря... бизнесу. В свое время Шеге был предпринимателем - торговал коврами, на них-то и разглядел особую глубокую символичность казахских орнаментов. Научился считывать символы, расшифровывать ту информацию, которую древние номады закладывали в искусстве ковроткачества. И переложил это на холсты уже в своей манере.
Откуда же такая сочность у картин? Всему виной пастозная техника живописи, при которой мазки особенно энергичны. Наложенные мастихином, иной раз несколькими слоями, они создают эффект объема, полотно как будто вылеплено из цветного пластилина. Но при всей яркости картины не кричащие, не режущие глаз, наоборот, хочется рассматривать их все дольше и дольше... А сквозь густоту красок постепенно проступают новые детали.
Из нескольких десятков работ лишь две отличаются сдержанным колоритом - “Конь” и “Кобылица”. На вопрос, с чем связан такой нехарактерный тон, Шеге разводит руками - да ни с чем.
- Творческий процесс - это ведь в чем-то промысел Божий.
Возьмешься за кисть, пишешь, работаешь неустанно, а потом смотришь на итог и даже сам удивляешься: как именно вот так вышло? - поясняет автор.
Выставка продлится до 15 октября. Как говорят организаторы, ее название - “Талисман” - весьма символично и для самого автора, и для поклонников его творчества. Эта экспозиция должна стать отсчетом для чего-то нового и доброго.
Ольга КЕЦ, фото автора, Астана