2189

Причуды “бедного” актёра

Наконец-то вышел в прокат фильм “Дед”. Главная и последняя роль Владимира ТОЛОКОННИКОВА, творческий дебют Алексея ШЕМЕСА и вообще по многим параметрам удивительная кинокартина, хотя и не самая светлая. В основу её сюжета легла история, рассказанная патологоанатомом…

Причуды  “бедного”  актёра

Причем, прежде чем зрители увидели фильм, он почти десять лет пролежал на полке, поскольку оказался снят без учета политической ситуации. Ну и самый занятный факт: инвестором кино выступил сам режиссер Алексей Шемес.

- Вы подпольный миллионер? Это же дорогая причуда - снять кино на свои кровные!

- Время было такое, денежный дождь сыпался на тех, кто хотел и мог работать. Все у всех было хорошо, мы просто не замечали этого. И деньги десять лет назад зарабатывались гораздо легче. Но и фильм относительно недорогой - его производство обошлось примерно в 130 тысяч долларов. Это даже не стоимость хорошей квартиры в Алматы.

К тому же над фильмом работали в основном мои друзья. Я даже не проводил кастинга, потому что сам приглашал всех актеров. Можно было договориться о существенной скидке. Сценарий же изначально писался под Володю Толоконникова, никого другого в этой роли я не видел. С технической частью было сложнее, там сильно сэкономить не получалось, потому что для людей это хлеб, способ кормить семью, но и здесь я выбрал очень удачное время межсезонья - февраль. Киношники прекрасно знают, что почти всегда это период простоя: старые проекты уже отсняты, а новые только в стадии запуска, поэтому тоже можно было договориться.

- Снимали для славы или в надежде заработать?

- Ни то ни другое. Скорее, фильм появился как результат огромного творческого голода. Это мой дебют как режиссера кино, а вот в театре я ставлю довольно часто. Кстати, очень хорошие сложились отношения с Шымкентским русским драматическим театром. Недавно поставил там спектакль по “Маленьким трагедиям” Пушкина. Получилось очень сочно и жизненно, все про нас. Какой-то пир во время чумы.

А фильм появился от творческого голода. Хотелось сделать что-то настоящее. Да, я снимаюсь много, в том числе в сериалах, которые для меня, скорее, конвейер. Поэтому и не рвусь пробовать себя там как режиссер, это неинтересно. Совсем другое дело - фильм.

- Откуда появился сюжет фильма и о чем в итоге кино?

- Как-то очень давно ко мне попала самиздатовская книжка одного патологоанатома, рассказывавшего о смешных происшествиях в морге. Понятно, что там весьма специфический юмор. Но одна история была очень щемящей, она запала в душу, и я использовал ее как основу для фильма. Что-то поменял, что-то добавил, что-то усилил. Так и родился сценарий. Кстати, у меня до сих пор рука не поднимается выкинуть папку с вариантами сценария, а их около тридцати…

Сюжет фильма прост: человек оказывается в морге и оживает. Понимает, что прожил никчемную, бестолковую жизнь. Получается, что если человек бездарно прожил жизнь, то и смысла в его появлении на свет не было. Вот об этом кино.

- Толоконников не самый покладис­тый актер. Легко ли было с ним работать? Не случалось ли у него приступов звездной болезни?

- Ну да, повредничал он у меня на площадке, особенно поначалу. На второй, кажется, день даже закатил скандал с криками и матами. Я понял, что если не поставлю его на место, то он так и будет себя вести. Он вообще приехал на расслабоне - к другу же! И начал играть вполсилы, как в сериальчике. Я говорю: мол, это что за халтура, доставай свое нутро, так не пойдет. Ну и пошло-поехало. На следующий день приезжаю - он лежит в своем вагончике. Надо как-то снять напряжение, друзья же, да и работать дальше нужно. Но он и сам был настроен иначе: “Все понял, буду слушаться”.

- Почему у фильма оказалась такая сложная судьба?

- Начиналась эта история в Украине. Более того, у меня была договоренность с одним из местных каналов, что он купит фильм и покроет две трети моих расходов на съемки. С 2014 года фильм на русском языке оказался не сильно востребован. Проект завис. В итоге я выпустил готовый фильм только в 2018-м, ну а поскольку снимал его для украинского зрителя в Киеве, то песни, вывески и все остальное уже не воспринималось в России.

Зато нас пригласили на фестиваль “Киношок”, и мы сразу собрали целый букет наград: за лучший сценарий, Володе посмертно вручили за главную роль приз кинокритиков, приз зрительских симпатий… После такого успеха мне уже было неинтересно возить фильм на другие фестивали. Оценили, заметили, да и ладно. К тому же я все время был занят собственными съемками в кино.

Периодически появлялись какие-то продюсеры, которые грозились продать фильм, устроить прокат, потом исчезали. Постепенно “Дед” устарел, ведь фильм датируется 2018 годом, а продвигать стараются свежее кино. Хотя на премьере в Алматы я был удивлен, что с возрастом “Дед” вроде бы стал даже лучше, оброс смыслом. Вызрел, как хорошее вино. И хорошо, что хотя бы здесь, в Казахстане, можно его показать. Причем, опять же, на премьере я был очень удивлен, что пришло много молодых людей. Я бы понял, если бы в зале сидело старшее поколение, те, кто знает Толоконникова.

- Расскажите, как вы вообще оказались в Алматы. Вы же родились не в Казахстане?

- Совершенно случайно. Я не представлял, что этот город окажется для меня таким родным. Позвали сюда на съемки фильма “Людоед”. А уже в Алматы предложили еще в нескольких проектах поработать.

Финансировались фильмы тогда частями, медленно, приходилось ждать деньги. Пока ждал, параллельно работал.

В итоге влюбился и женился здесь, пригласили еще и в Театр русской драмы, который тогда был на подъеме. Ну а когда утвердили на роль в первом и самом знаменитом сериале “Перекресток”, то это было то же, что получить алматинскую пропис­ку. Я сразу стал своим. Слава и популярность были оглушительными. Поначалу шел по улице и пытался понять, кто из прохожих меня узнал, а кто - нет. А уже через полгода старался надвинуть на глаза кепку, чтобы быть незаметным.

- Но и в российском кино вы часто снимаетесь. В итоге где ваш дом?

- Дом там, где есть работа. А сейчас такое время, когда больше чем на месяц строить планы вообще бессмысленно. Иногда мне кажется, что вокруг нас призрачный мир, который в любой момент может измениться, просто мы этого не замечаем. Мой сын тоже стал актером. Он живет и работает в Москве. Я же постоянно в дороге. Поставил “Гамлета” в Шымкенте, приехал в Алматы и попал под карантин и закрытие границ, еле выбрался летом, когда меня уже ждали в России на съемки. Потом возвращался со сложностями для участия в фильмах “Полигон” и “На старте”. Так и проходит вся моя жизнь. Сейчас жду начала съемок в очень интересном проекте “Остров возрождения”, где играю капитана корабля. Работы много.

- После “Деда” предлагали поработать режиссером?

- Звали в сериалы, но мне это неинтерес­но, я и так там снимаюсь. Зачем быть еще и режиссером? После сериалов трудно перестроиться, планка требований неизбежно снижается. А сейчас в Казахстане удивительное время: снимается очень много кино, причем хорошего. Видимо, количество стало переходить в качество, и это очень заметно.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть