Причуды “бедного” актёра
Наконец-то вышел в прокат фильм “Дед”. Главная и последняя роль Владимира ТОЛОКОННИКОВА, творческий дебют Алексея ШЕМЕСА и вообще по многим параметрам удивительная кинокартина, хотя и не самая светлая. В основу её сюжета легла история, рассказанная патологоанатомом…
Причем, прежде чем зрители увидели фильм, он почти десять лет пролежал на полке, поскольку оказался снят без учета политической ситуации. Ну и самый занятный факт: инвестором кино выступил сам режиссер Алексей Шемес.
- Вы подпольный миллионер? Это же дорогая причуда - снять кино на свои кровные!
- Время было такое, денежный дождь сыпался на тех, кто хотел и мог работать. Все у всех было хорошо, мы просто не замечали этого. И деньги десять лет назад зарабатывались гораздо легче. Но и фильм относительно недорогой - его производство обошлось примерно в 130 тысяч долларов. Это даже не стоимость хорошей квартиры в Алматы.
К тому же над фильмом работали в основном мои друзья. Я даже не проводил кастинга, потому что сам приглашал всех актеров. Можно было договориться о существенной скидке. Сценарий же изначально писался под Володю Толоконникова, никого другого в этой роли я не видел. С технической частью было сложнее, там сильно сэкономить не получалось, потому что для людей это хлеб, способ кормить семью, но и здесь я выбрал очень удачное время межсезонья - февраль. Киношники прекрасно знают, что почти всегда это период простоя: старые проекты уже отсняты, а новые только в стадии запуска, поэтому тоже можно было договориться.
- Снимали для славы или в надежде заработать?
- Ни то ни другое. Скорее, фильм появился как результат огромного творческого голода. Это мой дебют как режиссера кино, а вот в театре я ставлю довольно часто. Кстати, очень хорошие сложились отношения с Шымкентским русским драматическим театром. Недавно поставил там спектакль по “Маленьким трагедиям” Пушкина. Получилось очень сочно и жизненно, все про нас. Какой-то пир во время чумы.
А фильм появился от творческого голода. Хотелось сделать что-то настоящее. Да, я снимаюсь много, в том числе в сериалах, которые для меня, скорее, конвейер. Поэтому и не рвусь пробовать себя там как режиссер, это неинтересно. Совсем другое дело - фильм.
- Откуда появился сюжет фильма и о чем в итоге кино?
- Как-то очень давно ко мне попала самиздатовская книжка одного патологоанатома, рассказывавшего о смешных происшествиях в морге. Понятно, что там весьма специфический юмор. Но одна история была очень щемящей, она запала в душу, и я использовал ее как основу для фильма. Что-то поменял, что-то добавил, что-то усилил. Так и родился сценарий. Кстати, у меня до сих пор рука не поднимается выкинуть папку с вариантами сценария, а их около тридцати…
Сюжет фильма прост: человек оказывается в морге и оживает. Понимает, что прожил никчемную, бестолковую жизнь. Получается, что если человек бездарно прожил жизнь, то и смысла в его появлении на свет не было. Вот об этом кино.
- Толоконников не самый покладистый актер. Легко ли было с ним работать? Не случалось ли у него приступов звездной болезни?
- Ну да, повредничал он у меня на площадке, особенно поначалу. На второй, кажется, день даже закатил скандал с криками и матами. Я понял, что если не поставлю его на место, то он так и будет себя вести. Он вообще приехал на расслабоне - к другу же! И начал играть вполсилы, как в сериальчике. Я говорю: мол, это что за халтура, доставай свое нутро, так не пойдет. Ну и пошло-поехало. На следующий день приезжаю - он лежит в своем вагончике. Надо как-то снять напряжение, друзья же, да и работать дальше нужно. Но он и сам был настроен иначе: “Все понял, буду слушаться”.
- Почему у фильма оказалась такая сложная судьба?
- Начиналась эта история в Украине. Более того, у меня была договоренность с одним из местных каналов, что он купит фильм и покроет две трети моих расходов на съемки. С 2014 года фильм на русском языке оказался не сильно востребован. Проект завис. В итоге я выпустил готовый фильм только в 2018-м, ну а поскольку снимал его для украинского зрителя в Киеве, то песни, вывески и все остальное уже не воспринималось в России.
Зато нас пригласили на фестиваль “Киношок”, и мы сразу собрали целый букет наград: за лучший сценарий, Володе посмертно вручили за главную роль приз кинокритиков, приз зрительских симпатий… После такого успеха мне уже было неинтересно возить фильм на другие фестивали. Оценили, заметили, да и ладно. К тому же я все время был занят собственными съемками в кино.
Периодически появлялись какие-то продюсеры, которые грозились продать фильм, устроить прокат, потом исчезали. Постепенно “Дед” устарел, ведь фильм датируется 2018 годом, а продвигать стараются свежее кино. Хотя на премьере в Алматы я был удивлен, что с возрастом “Дед” вроде бы стал даже лучше, оброс смыслом. Вызрел, как хорошее вино. И хорошо, что хотя бы здесь, в Казахстане, можно его показать. Причем, опять же, на премьере я был очень удивлен, что пришло много молодых людей. Я бы понял, если бы в зале сидело старшее поколение, те, кто знает Толоконникова.
- Расскажите, как вы вообще оказались в Алматы. Вы же родились не в Казахстане?
- Совершенно случайно. Я не представлял, что этот город окажется для меня таким родным. Позвали сюда на съемки фильма “Людоед”. А уже в Алматы предложили еще в нескольких проектах поработать.
Финансировались фильмы тогда частями, медленно, приходилось ждать деньги. Пока ждал, параллельно работал.
В итоге влюбился и женился здесь, пригласили еще и в Театр русской драмы, который тогда был на подъеме. Ну а когда утвердили на роль в первом и самом знаменитом сериале “Перекресток”, то это было то же, что получить алматинскую прописку. Я сразу стал своим. Слава и популярность были оглушительными. Поначалу шел по улице и пытался понять, кто из прохожих меня узнал, а кто - нет. А уже через полгода старался надвинуть на глаза кепку, чтобы быть незаметным.
- Но и в российском кино вы часто снимаетесь. В итоге где ваш дом?
- Дом там, где есть работа. А сейчас такое время, когда больше чем на месяц строить планы вообще бессмысленно. Иногда мне кажется, что вокруг нас призрачный мир, который в любой момент может измениться, просто мы этого не замечаем. Мой сын тоже стал актером. Он живет и работает в Москве. Я же постоянно в дороге. Поставил “Гамлета” в Шымкенте, приехал в Алматы и попал под карантин и закрытие границ, еле выбрался летом, когда меня уже ждали в России на съемки. Потом возвращался со сложностями для участия в фильмах “Полигон” и “На старте”. Так и проходит вся моя жизнь. Сейчас жду начала съемок в очень интересном проекте “Остров возрождения”, где играю капитана корабля. Работы много.
- После “Деда” предлагали поработать режиссером?
- Звали в сериалы, но мне это неинтересно, я и так там снимаюсь. Зачем быть еще и режиссером? После сериалов трудно перестроиться, планка требований неизбежно снижается. А сейчас в Казахстане удивительное время: снимается очень много кино, причем хорошего. Видимо, количество стало переходить в качество, и это очень заметно.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы