1339

Слом сознания

Вот так заходишь в музей им. Кастеева на открытие выставки и ожидаешь увидеть что-то традиционное, а там…

Слом сознания

Там Альберт Эйнштейн тащит на плече человека в космос, художник изнемогает от любви, честно показаны источники вдохновения... Да много чего! Хулиган, сотворивший все это, - Камиль МУЛЛАШЕВ. Он не просто мас­тер своего дела, а человек, которого коллеги то ли с уважением, то ли с легкой завистью называют придворным живописцем. Кстати, на этой выставке есть и парадные портреты, и даже исторически костюмированные.

Но завораживает другая часть. Яркие, сюрреалистичные, похожие на плакаты картины, в которых никаких завуалированных смыслов и оммажей. Все в лоб, но с юмором, со стебом. Иногда с большой внутренней болью, но так обнаженно, что когда встречаются фигуры ню (а их автор очень уважает), то телесная нагота на фоне предельной искренности души уже не смущает даже ортодоксов.

- Камиль, вот тут, в зале, многие ваши коллеги говорят, что раньше таких работ у вас не видели. Вы где-то прятали их так много лет?

- Любой человек развивается. После 70 лет я испытал настоящее вдохновение, словно открылось второе дыхание. Чем дольше ты живешь, тем больше хочется узнавать и пробовать новое, тем яснее ты все видишь. Я в своих поисках хочу дойти до самой сути, до самой глубины, - признался художник.

Каждая картина раскладывается на составляющие. Чтобы прочитать детали, не нужно быть искусствоведом. Все понятно. И легкость, она тоже от опыта. Когда края картины могут быть только намечены, когда можно без полутонов. Когда можно похулиганить и превратить свой автопортрет в целую историю с вставками-аппликациями. А заметки на полях остроумные и порой едкие. В “Борьбе за жизни” читаются два наших года ужаса и пандемии, есть и про кошмар войны, и про свободу слова.

- Откуда черпаете вдохновение?

- У меня с детства было бесконечное желание рисовать. Это как голод или жажда, которые надо постоянно утолять. Да и вообще мне нравится сам процесс, поиск через живопись каких-то ответов на вопросы. Некоторые сидят кроссворды разгадывают, в шахматы играют, упражняя ум, а для меня рисование - это и работа, и хобби. Парадные же портреты у меня хорошо получаются, потому что в свое время я много учился копировать работы старых мастеров, постигал тонкости их техники, лессировку, полутона. Вот и достиг в этом успеха.

Выставка называется “Голос времени”. “Время” это прямо любимое слово и вектор поисков автора. Кстати, известность Камилю Муллашеву принес триптих “Земля и Время. Казахстан”. Работа была выполнена в 1978 году и сразу ее приобрела Третьяковская галерея. В отечественном же музее искусств им. Кастеева находится первоначальный вариант.

Но на этой выставке есть другой триптих 2017 года. Он уже про внезапно наступившее будущее, про виртуальный мир, с Альбертом Эйнштейном, несущим человека на плече через космос.

Год рождения автора 1944-й, так что 70-летие, принесшее новый виток вдохновения, он отпраздновал почти десять лет назад… Еще Камиль очень гордится тем, что признан народным сразу в двух республиках: в Казахстане и Татарстане, где его почитают, уважают и награждают едва ли не больше, чем дома.

- Мне говорят в двух странах, что я художник, который укрепляет дружбу между Татарстаном и Казахстаном, - говорит с улыбкой автор.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть