2987

Трудный путь на большой экран

Ровно полгода авторы казахстанского фильма “Подсолнух” добивались права выйти в прокат. Права поговорить с нами на острую и актуальную тему: почему подростки вдруг решают уйти из жизни.

Трудный путь  на большой экран

В январе прошла серия закрытых показов, так сказать, презентация ленты. И до, и после продолжалась огромная фестивальная история: фильм принял участие в 50 кинофестивалях и завоевал 27 наград, кажется, во всех возможных номинациях. И везде был восторженно встречен критиками. Если бы это была забойная комедия, то и на родине режиссер уже искупался бы в славе, а не радовался, что наконец-то с 23 июня, после шести месяцев упорных боев, “Подсолнух” будет показан отечественному зрителю. Правда, кинозалы рискнули дать ленте только по одному сеансу в день и только на протяжении одной-двух недель по всей стране. Учитывая позднее зажигание нашей публики, можно точно сказать, что пойдут те, кто знает и давно уже ждет премьеру. Остальные потом, как обычно, скажут: “Почему как только у нас снимают хорошее кино о чем-то важном, так его не поймать в прокате?”

Самые тяжелые кадры остались для фестивалей.

“Подсолнух” - фильм на больную тему о том, как благополучный подросток приходит к мысли о самоубийстве. Без видимых причин, без явной драмы. Это из серии “Да он же просто с жиру бесится, вот мы в свое время…”. Тема сложная, а изложена просто. Узнаваемые пейзажи Алматы соседствуют с волшебными полями подсолнечника. Режиссер Эля ГИЛЬМАН прошла буквально по кромочке между психологией и документальностью, не скатилась в авторское кино, понятное единицам, но и не ушла в прописные истины. Кстати, отправной точкой стала трагедия в семье знакомых, которая зацепила рикошетом, оставила дыру и вопрос, на который Эля отвечает фильмом.

Режиссер Эля Гильман и сценарист Расул ­Шыбынтай.

У главного героя практически нет диалогов, как настоящий подросток, он просто существует в поле нашего зрения рядом с яркими персонажами: родителями, учителями. Частенько раздражает, прямо бесит. Хотя не делает ничего вызывающего и асоциального. Обычный, очень обычный хороший мальчик из обычной хорошей семьи.

- Мы буквально зубами вырвали этот прокат, - вздыхает Эля. - Считается, что это неформат, что не зайдет публике. А какой смысл тогда говорить о проблемах подросткового возраста, если мы не готовы услышать их? Критики и зрители на фестивалях высказывались, что это общая беда, она одинакова для любых стран, любых обществ.

Момент съемок.

И, да, Эля пожалела отечественного зрителя, закормленного комедиями и Голливудом, той продукцией, которая максимально щадит наши чувства. Можно поспойлерить: в “Подсолнухе” все заканчивается относительным хеппи-эндом. Главный герой остается жить. Но полезно знать, что есть и фестивальная, более жесткая версия. Тот сценарий, который тоже частенько случается. В любом случае решаться зайти в эту холодную воду надо быстро. У нас совсем мало времени, чтобы посмотреть на большом экране на прекрасного эстонского актера Кирилла КЯРО, который, кстати, специально приедет летом в Казахстан, чтобы поддержать прокат этого фильма, на удивительную сербскую актрису Слободу МИЧАЛОВИЧ, по-новому взглянуть на родного Еркебулана ДАИРОВА и оценить чудесного дебютанта Рашида МУСИНА. И подсолнуховые поля, которые, кажется, тоже играют свою сложную роль в этом фильме…

Две звезды фильма - актер Кирилл Кяро и дебютант Рашид Мусин.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлены Элей ГИЛЬМАН, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее