Есть ли жизнь после жизни
Представьте, что вы умерли. Что может быть занятнее узнать, что думает о вас теща, как убивается жена, о чем расскажет любовница, подставят ли плечо для выноса тела друзья и какое побоище ждет родных у нотариуса. Усложняем задачу: внезапно откинувшийся употреблял наркотики и заразился ВИЧ, о чем, кстати, близкие усопшего узнали на поминках. Вполне себе жизненный расклад. Сюжет новой постановки от социального театра общественного фонда “Реванш”.
Работники фонда таких историй могут рассказать на тысячу пьес. Они как раз специализируются на помощи людям с ВИЧ. Помогают с документами, оказывают психологическую и медицинскую поддержку и направляют на пути исправления.
Премьеру приурочили ко Всемирному дню памяти умерших от СПИДа. Пока участники постановки делали технический прогон, зрителям предложили интерактив. Прямо в фойе театра ARTиШОК можно было с помощью экспресс-теста узнать свой ВИЧ-статус за четверть часа и ответить на вопросы о вирусе. Вспомнили и о тех, чьи жизни он унес, создав интерактивное одеяло-квилт.
Название у спектакля с первого взгляда провокационное - “ПХЛ”. Но расшифруешь и не чувствуешь ногами дна - “Просто хочется любви”. Вот и главный герой постановки Леха (Антон АУЛОВ) все мыкается от женщины к женщине, любовь выбивает, а взамен ничего. Подлец, разумеется, умирает и встречает дьявольски эффектного ангела, воплощенного Анной КОЗЛОВОЙ.
Суеверные зрители одолели Антона Аулова вопросами: не страшно ли было увидеть свой портрет с черной ленточкой, да еще и умереть на сцене. Но артист не склонен к мистицизму: роль - это всего лишь роль.

Впрочем, некоторые паранормальности со спектаклем все же случились: подготовили его всего за два месяца и буквально накануне премьеры сменилась одна из главных героинь. Из-за чего в головах у артистов случился некий винегрет. Легко ли из роли плакальщицы-жены перевоплотиться в зависимую от секса и кайфа любовницу? Но Асель ОНГАРБАЕВА с задачей справилась. Украсили постановку и две матери, сватьи, сыгранные Мариной МАКСИМОВОЙ и Зульфией САПАРОВОЙ.
Артисты, задействованные в спектакле, в большинстве непрофессиональные. С витиеватой, непростой судьбой. Некоторые имеют положительный ВИЧ-статус, некоторые были осуждены, имели опыт употребления наркотиков. Но, несмотря на волнение, на сцене актерам удалось жить, а не играть, скрасив даже несколько бутафорные, не очень реальные диалоги.
Образы, воплощенные на сцене, собирательные. Оригинальный сценарий режиссеры Наталья ЛУКЬЯНОВА и Надежда ПЛЯСКИНА при активном участии своих актеров доработали до пьесы. Воодушевившись аншлагом на премьере и актуальностью темы, постановку собираются представить и на других театральных площадках.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Юлия ЗЕНГ