1827

Еще одна ожидаемая кинопремьера мая - спортивная драма Alga. В фильме хватает ляпов, но зрители готовы простить все за обаяние героев, пропаганду спорта и красивые пейзажи родины.

На бегу

На премьерном просмотре исполнители главных ролей актеры и каскадеры Жандос АЙБАСОВ и Ербол СЕМКУЛОВ выглядели неузнаваемо. Неужели этих лощеных красавцев в стильных пиджаках мы только что видели на экране аульскими-аульскими парнями? Причем оба были очень достоверны. Трейлер преподносит ленту почему-то как комедию - наверное, чтобы гарантированно завлечь зрителей, но это все-таки иной жанр. По сюжету тренер замечает парней, спасающихся бегством от полиции, и предлагает им попробовать себя в спорте, а не сидеть за воровство. Эдакий социальный эксперимент. Дальше соперничество, заезженный сюжет о том, как раздолбаев делают людьми, трагедия и личная победа, которая приобретает прямо-таки классовый характер.

Из плюсов: прекрасные актеры, соревнование на фоне живопис­ных пейзажей “Алтын-Эмеля”, выход за рамки комедийно-любовной западни, в которой последние годы томился наш кинематограф. Этот сложный микст дает удивительный результат - когда кино “заходит” и зрители готовы простить нестыковки сюжета. А их огромное количество. Например, все действие умещается в два воображаемых месяца. То есть, по мнению авторов, именно столько нужно, чтобы из сельской КПЗ перенестись на профессиональный стадион, выйти на уровень международных соревнований, победить, похоронить друга, скрывшего свои проблемы с сердцем, вызвать на спортивную дуэль супер-пупер-атлета и уделать его как щенка. 

Одна из самых нереальных сцен - забег по холмам, когда Аскар (Айбасов) толкает соперника, и чернокожий бегун падает, картинно дрыгая ногами над пропастью, пока его не спасает благородный соперник, жертвуя драгоценными секундами. Нестыковка сюжета еще и в том, что Бекзат (Семкулов) подменяет результаты обследования, чтобы продолжить тренировки. У него порок сердца, но из команды отчисляют здорового Аскара. После того как на дистанции произойдет трагедия, почему-то именно Аскар, который по документам теперь болен, без дополнительных обследований, без объяснения, как все догадались о подлоге, возобновляет тренировки. Причем возобновляет их так: лежал мужик, пил по-черному, увидел, как подлый соперник бахвалится по ТВ, соскочил, оделся, прибежал на эту встречу с журналистом (ну быстро бегает же!) и прямо в камеру сказал, что порвет главного чемпиона “как тузик грелку”. Дальше уже ясно: красивые виды, дрыганье над пропастью ногами, благородство и воля к победе - наше все. Почти хеппи-энд и прекрасная мораль - вчера ты мог грабить на дороге грузовики, а потом раз - и попал в большой спорт, стал человеком. И полюбит тебя красавица. Искренность и наивность в одном флаконе, но зрителю “заходит”.

Возможно, проблема всех нелепиц в том, что у фильма, как говорят участники команды, тяжелая судьба. Он долго задумывался, долго запускался. У истоков идеи стоял покойный Фара, Фархат АБДРАИМОВ. Снимать должен был российский режиссер и совсем с другими актерами, с иным размахом и не в этих локациях. Хотя, если честно, от секвестирования зарубежных соревнований сюжету ни жарко ни холодно. Потом режиссера поменяли, сценарий в очередной раз переписали, остановились на других исполнителях…

- Я очень хотел сделать спортивную драму, - рассказывает продюсер и один из сценарис­тов фильма Максим АКБАРОВ, - тогда еще не было ни “Паралимпийца”, ни “Боксера”. Было желание показать еще и то, что именно спорт может стать социальным лифтом, тем более что для бега вообще не нужно какого-то оборудования. Изначально были утверждены другие актеры, но в последний момент мы все же сделали выбор в пользу ребят со спортивным опытом, наших каскадеров. Жандос бегал марафоны, Ербол тоже в прекрасной спортивной форме. Мы планировали показать больше зарубежных соревнований, чтобы был иной масштаб.

- Меня утвердили за две недели до съемок, - смеется Жандос Айбасов. - Аульского паренька изображать мне нетрудно, это такой собирательный образ из многих знакомых.

Ну и еще несколько деталей: бюджет фильма - 320 миллионов тенге, это как три “Паралимпийца”. Актеры в реальности лет на десять старше своих героев, что тоже создает некий когнитивный диссонанс. Считается, что бегом можно заняться хоть на пенсии, но все же воображение подсказывает, что перспективные спортсмены из аула должны быть более юными. Выходит фильм хорошим прокатным фронтом в 95 кинотеатрах страны и, похоже, несмотря на все ляпы, обречен на успех.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Максима АКБАРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть