3319

Со слезами на глазах

Фильм “Лето 1941 года” выходит в прокат в неудачное время - на пике сложного отношения к любому сюжету о войне. Но это история о казахстанском герое, легендарном партизане Ади ШАРИПОВЕ. И о чем-то гораздо большем.

Со слезами на глазах

Если ставить целью снимать только кино, отвечающее настроениям зрителя, то прокат обречен на вечные комедии или мелодрамы. “Лето 1941 года” - проект некассовый, достаточно тяжелый и, по заверению режиссера, антивоенный по своей сути. Но чтобы это понять, надо увидеть картину, а не рекламные постеры к ней и тизер. Это все недавняя наша история. На премьере присутствовала вдова героя Клара МЫНЖАСАРОВА, которая добивается издания книг писателя и партизана Ади Шарипова, поддерживает жизнь в пришкольном музее имени героя, шесть лет добивалась съемок фильма о нем, а затем принимала активное участие в работе.

Режиссер фильма и автор сценария Бекбулат ШЕКЕРОВ, это его дебютная работа в полнометражном кино.

Тем, кого тема войны травмирует, лучше на такое кино не ходить. Оно снималось в старых традициях с противными фашистами, героическими героями, с кровищей и взрывами. Передохнуть зрителю дают лишь в тех сценах, когда сон или мечты уносят главного героя в родную степь к жене и детям. Они даже по теплому охристому свету сильно выделяются из палитры фильма. Но есть и великолепная игра российского актера Азамата НИГМАНОВА и всех его партнеров. Есть все приметы зрелищного кино, даже слишком реалистичной военной жестокости, именно поэтому сложно обвинять создателей в романтизации кровавой мясорубки.

Бекбулат Шекеров. Фото с сайта kstnews.kz

- Я и правда снимал антивоенное кино, - рассказывает Бекбулат Шекеров, - в лучших традициях советской школы. И не считаю, что фильм выходит в какое-то не­удачное или неподходящее время. Военно-патриотическое воспитание еще никто не отменял, как и наших героев. Это наша история, и она навсегда останется общей. Изначально я задумывал показать Гамлета военного времени, человека, которому приходится принимать сложные решения. Те, к которым он был бы не готов в мирной жизни, где мог оставаться очень интеллигентным, мягким человеком. Кстати, военные повести Ади Шарипова издавались миллионными тиражами, но в них очень мало говорится об ужасах войны, больше про жизнь, про то, как люди остаются собой даже в таких условиях.

Если что-то подводит фильм, так это сценарий. Это странно, поскольку Бекбулат в первую очередь сценарист и драматург, в качестве режиссера он только пробует себя. Сюжет вначале заметно буксует, теряясь в сценах, которые распадаются, кажутся не связанными. Хочется приблизить к реальности многие диалоги, связать нити действия, уплотнить его ткань. То, что прощается комедии, в драме, тем более военной, вызывает массу вопросов. Зритель ждет достоверности на уровне документального фильма.

Зато бесспорно великолепен Азамат Нигманов - актер родом из Казахстана, в последние годы полюбившийся отечественным режиссерам. Хорош тем, что он не батыр батырович с усами и косой саженью в плечах, а совсем простой, домашний, случайно оказавшийся там, где ему меньше всего хочется быть.

- Мы были очень рады, когда нашли его, - делится режиссер. - С одной стороны, Азамат внутренне созрел для такой сильной, серьезной роли, с другой - очень хорошо попадал внутренне по своему настрою. Да, Ади Шарипов был высокий, с орлиным профилем, но мы не ставили целью добиться портретного сходства.

Большая часть картины снималась в Беларуси, в Смолевичах, где оборудован целый полигон для съемок военных фильмов, есть техника того времени и все, что необходимо.

- Сейчас много споров вокруг 9 Мая. Чем для вас является этот день? - спрашиваю режиссера.

- Наверное, сложное отношение к этой дате на всем постсоветском пространстве, - признается Бекбулат Шекеров.- Но я помню своих предков, уважаю их, и как я могу откреститься от своего деда, защищавшего блокадный Ленин-град? Как могу отказаться от всех близких и дальних родственников, воевавших или погибших? Мы помним о войне и о том, какой дорогой ценой досталась победа. Не зря в песне поется, что “это праздник со слезами на глазах”.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть