Особенности национального кино
В Алматы прошел предпоказ фильма “Акын” - “Поэт”. Однако режиссер пока не знает, когда лента выйдет в массовый прокат. На рекламу нет денег, а казахстанское киносообщество больше занято внутренними разборками, чем продвижением отечественных фильмов.
Лента не из разряда массовых. Она рассчитана на ценителей и уже получила приз за лучшую режиссуру на 34-м Токийском кинофестивале. Если свести действие к сюжетной линии, то это рассказ о творческой личности и обществе потребителей. Начинается фильм с дискуссии о казахском языке, действие периодически перемещается в прошлое, отслеживая трагическую гибель поэта Махамбета. Лента явно не кассовая, но чтобы узнать это, надо показать ее публике. Тем более что кино снято на бюджетные деньги.

Кажется, что нынешняя ситуация, когда возникли проблемы с дубляжом и прокатом зарубежного кино, это сказочный шанс для отечественной индустрии - ну не закрывать же кинотеатры! Прозвучали даже реплики о том, что надо по второму кругу организовать прокат самых удачных казахстанских лент, чтобы заполнить паузу. Хотя чего там запускать по-новой, если во время пандемии снято большое количество картин, ждущих своей очереди в кинопрокате! Но режиссер “Акына” Дарежан ОМИРБАЕВ не может назвать точную дату старта проката.

- Нам нужны деньги на рекламу, а их нет, - обеспокоен он. - Раньше десять процентов от бюджета фильма закладывалось на продвижение продукта. Студия “Казахфильм” - наша производственная база - утверждает, что центр Госкино (заказчик) урезал эту статью. А центр убеждает в обратном.
По словам Омирбаева, фильм и так очень экономный, учитывая, что есть параллельная историческая линия. На производство было выделено чуть больше 200 миллионов тенге, за вычетом налогов это составило около 180.
- Я не жалуюсь, нам хватило. Мы не переводили деньги в какие-то другие студии, не химичили с финансами, как это иногда делают в кино. Я доказал, что можно снимать и с небольшим бюджетом, если не красть и тратить с умом. Но что дальше будет с фильмом - не знаю, - признался Омирбаев.
Режиссер хорошо понимает, что мало хорошей фестивальной жизни для ленты. Это прекрасно, что “Акына” уже ждут на фестивалях в Шанхае, Гонконге, а в октябре он будет показан в Вене, где, кстати, пройдет презентация книги, выпущенной о Дарежане Омирбаеве.

- В любом случае фильм надо показать в Казахстане, раз он снят на деньги наших налогоплательщиков. И пусть уже народ решает, интересно получилось или нет. Кстати, это не только моя проблема - исчезновение пункта, касающегося расходов на рекламу. Новшество коснется и всех остальных кинематографистов Казахстана. Я не знаю, как, но делать с этим что-то придется. Проблема в том, что вместо решения таких проблем наш киномир уже много лет занят внутренней войной: студия “Казахфильм”, центр Госкино, Союз кинематографистов воюют друг с другом. И такое положение вещей, по сути, разрушает казахстанскую киноиндустрию. Надо или договориться между собой, или распустить, разогнать кого-то. Дальше нет сил это терпеть, - считает автор фильма.
Еще несколько слов о картине “Акын”: в центре повествования крайне немногословный герой и минимум диалогов. Режиссер уверен, что если публика ищет сюжет или актерскую игру, то за этим стоит отправиться в театр. А если нужно слово, тогда надо открыть книгу. Кино же, по мнению Омирбаева, - это искусство, где главными являются визуальный ряд, звуки, люди. Именно поэтому режиссер не делает ставку на профессиональных актеров. Даже главного персонажа играет далекий от кино солист группы “Жигиттер” Ердос КАНАЕВ.

- И дело не в казахском языке, хотя именно с дискуссии о нем начинается фильм, - делится Омирбаев. - Я мог бы снять кино о режиссере, музыканте. Если говорить о содержании, то лента о невостребованности творческой личности в наше время… Но мне важнее было не что рассказать, а как. В этом и есть особенность кино.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО