2462

Прожжённый хулиган

В Алматы в Aspan Gallery проходит выставка памяти художника и мифотворца Сергея МАСЛОВА

Прожжённый хулиган

Если бы он дожил до своего 70-летнего юбилея, то явно оставался бы хулиганом. Он бы и дальше исследовал возможность создавать воображаемые романы с голливудскими дивами, устраивал акции, от которых приличные искусствоведы пьют корвалол. Для обывателя он наивный и гротесковый. Но художник много лет преподавал в колледже именно спецпредметы, так что в отсутствии вкуса обвинить его не получится. Просто Маслов пошел дальше.

На открытии выставки про­шла небольшая акция - в публику полетели листовки с правилами выживания. Написаны они были в девяностых: “Если вы стесняетесь воровать, а выжить все же хочется, можно начать собирать пустые бутылки”. Выставка называется “Ловец снов”, ее кураторы - художники Виктор и Елена ВОРОБЬЕВЫ.

- Нельзя сказать, что у нас есть какая-то общая художественная платформа, просто в девяностых мы, как бойцы, работали плечом к плечу, - вспоминает Елена. - На самом деле мы очень разные, но любим его всей душой. Сергей жил по-настоящему, не спекулировал, не подстраивался, не был поверхностным. Говорил о том, что действительно его волновало. Его лозунгом были слова “Да здравствует свобода духа!” Я как-то сказала ему: “Тебе хорошо, ты живешь как хочешь”. В ответ услышала, что каждый живет как хочет.

А еще Маслов верил, что казахи являются прямыми потомками инопланетян, прилетевших с Сириуса, а во время эпохи катастроф некоторое время жили на Луне. Поэтому исконное жилище кочевников - юрта - похожа на сплюснутый космический корабль. Сергей вообще все время придумывал свой звездный роман, за экранизацию которого, наверное, многое дали бы сценаристы Голливуда, если бы только знали о такой россыпи идей.

В 2003 году Маслов умер. Он покончил с собой из-за любви к американской певице и актрисе Уитни ХЬЮСТОН. Правда, все произошло понарошку: и роман, и переписка с дивой, и собственно сама смерть. Эта история тоже присутствует на выставке в качестве портрета Хьюстон, в виде писем Маслова к ней и ответов актрисы художнику.

Потом он еще раз умирал. Но это был уже перформанс “Прощание классика с народом”. На камеру Маслов наговорил свое завещание потомкам. Умирал художественно, не по-настоящему. После еще одной шутки со смертью его уволили из колледжа, и художник подрабатывал сторожем в галерее. Так что в его реальную смерть поверили не сразу…

На выставке представлены картины, собранные из частных коллекций и музеев Казахстана. Часть зала имитирует комнату Маслова с обоями и стареньким телевизором, в другой смонтирована юрта-ракета, всем желающим выдают инструкцию по выживанию. И наверное, лучшая память для художника - это просто память.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Олега СПИВАКА, Алматы

Поделиться
Класснуть