1963

Ведьма тоже женщина

Самый необычный подарок к весне сделал зрителям театр современного танца “Самрук” - возобновил фэнтези-балет “Жезтырнак”, красивую мистическую историю о том, что же произошло с ведьмой.

Ведьма тоже женщина

В этом балете нет привычных фуэте и классических поддержек - язык танца простой и понятный, минималистические декорации. И в центре внимания не история любви, а целая философская прит­ча об одиночестве, войне, борьбе светлого и темного начал. Причем в своих изысканиях хореограф Гульнара АДАМОВА дошла до библейских прародителей. Постановщик считает, что каждый может увидеть балет по-своему. Кто-то заметит только внешнюю, сюжетную часть о трагической любви двух разных существ. Кто-то увидит экзистенциальную драму добра и зла.

Этот балет был создан давно, но лет восемь его не показывали: менялся состав танцевальной труппы, новички не могли потянуть сложную хореографию, справиться с актерской нагрузкой, да и оформление спектакля заметно состарилось. Сейчас артистам тоже нелегко: после ковида танцоры тяжело восстанавливаются. Но уж очень хотелось рассказать эту сказку. Правда, финал слегка переделали. Если раньше девушка-жезтырнак все же разрывала когтями любимого, несмотря на большую любовь, и на этом заканчивался балет, то теперь на сцене появляются охотники, забирают убитого друга и делают свой выбор - не мстить ведьме, не убивать ее, чтобы остановить вечную вражду нечисти и человека.

- Современный мир диктует свои правила, - вздыхает Гульнара Адамова. - Мы переживаем такой сложный момент, что не хотелось заканчивать историю на трагической ноте, хотелось увести зрителей в другую плоскость. Сейчас идет огромное давление негативной информации, поэтому мы изменили финал. По сути, это предыстория той Жезтырнак, которую мы знаем как старуху из легенд. Как она стала такой? Что с ней произошло? Вот мы и сочинили свою историю об этом. Но для меня основная тема балета - это борьба доброго и злого начал. Они изначально существуют рядом и в мире, и в каждом человеке. Свет объединяет, побуждает созидать, тьма же разрушает, погружает в панику и разрозненность. Тьма постоянно пытается нас эмоцио­нально вовлечь в переживания, чтобы питаться нашей энергией, чтобы ее не оставалось на что-то другое. Так что тема сейчас как никогда актуальная.

Балет превращается в красочное мистическое шоу: земной жизни, охотникам и жителям аула противостоят призраки и жезтырнаки, и даже трудно заметить, насколько сложные танцевальные партии у артистов, что они включают и акробатику, и жонглирование. Гульнара считает, что этот балет мог бы стать основой для эффектного фильма: в нем есть и мистика, и философия, и зрелищность. И красивая главная героиня с экзотической внешностью. В Сабине ПАЙУС, исполняющей юную Жезтырнак, причудливо перемешаны русская и африканская кровь, и в итоге девушка стала… казахстанкой. Она в восторге от того, как обыграна старая легенда о степной нечисти, как современная пластика сочетается с народными движениями. Переживает только об одном: чтобы удалось ее ведьме достучаться до сердца каждого сидящего в зале.

- Моя Жезтырнак - это бунтарка, которая не хочет жить по правилам, - защищает свою героиню Сабина. - Она любуется солнцем, которое запрещено видеть ее племени, она любит человека. Но для меня этот балет еще и про одиночество. И жезтырнаки, и охотники защищают только себя, свой род, они не могут договориться, хотя именно союз мог бы открыть что-то новое. Что касается ведьмы…тут мне было проще. Я уверена, что в каждой девушке в той или иной степени живет ведьмочка. Например, я могу и характер показать, и повредничать. Это нормально. Так что с нами надо осторожнее.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Марии КОНСТАНТИНОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть