У каждого свой рекорд
Государственный центр поддержки кино на закрытом показе представил настоящий фильм-бомбу. “Паралимпиец” - двойной дебют, в который режиссер и продюсер вложили весь свой гонорар, потому что уверены: пора сломать стереотип.
В казахстанском кинематографе есть и забойные комедии, и боевики, и мелодрамы, и даже ужастики. Но до сих пор не было такой семейной спортивной драмы, когда зритель успевает и посмеяться, и поплакать от сопереживания спортсменам. Хотя в фильме нет той пафосной жалости, какая часто бывает, когда речь идет о людях с физическими особенностями.

Само название “Паралимпиец” - как вызов зрителю: никакой попытки завлечь и соблазнить. Это почти два часа такого сюжета, когда некогда жевать попкорн, когда вроде бы и есть штампы, присущие любой правильной мотивирующей истории с хеппи-эндом, но сценарий, диалоги, операторская работа - вообще все составляющие оглушают: кино сделано по высшему стандарту.
Самое большое потрясение, когда после титров на авансцену вышел молодой парень. Алдияру БАЙРАКИМОВУ 31 год, он окончил нашу родную жургеновку, снял 14 короткометражек и один часовой фильм.

Так что это фактически его дебют в полном метре. Более того, обстоятельства не собирались складываться в его пользу. Фильм запускался год назад, как раз в феврале, а за два месяца до этого из группы ушли второй режиссер и оператор, то есть ключевые фигуры пришлось искать заново. Так в проекте появился еще один дебютант большого метра оператор Азамат ЖАНАБЕКОВ.
- Меня поразила реальная история казахстанского паралимпийца Александра КАЛЯДИНА, - рассказывает Алдияр, - и его победа в Корее в 2018 году была повторена в фильме. Но к этому факту мы придумали целую историю. Сначала кино задумывали как автобиографическое, но когда пообщались с ребятами-паралимпийцами, услышали, как они подшучивают друг над другом и своими физическими особенностями, какой дух внутри команды, тогда поняли, что надо делать историю больше, чем одна судьба.

В фильме приняли участие реальные паралимпийцы, профессиональные спортсмены. Огромное количество людей консультировали сценаристов и собирали истории из жизни, которые становились частью фильма.
- Например, Лилю играет реальная паралимпийка Ксюша БОРИСОВА, - говорит режиссер. - Мы на соревнованиях увидели, как она через не могу заставляла себя подняться на специальных паралимпийских санках - бобе по крутому склону. Сначала взяли в кино эту сцену, затем и саму Ксюшу. Кстати, паралимпийцы великолепно сыграли. С ними в течение месяца работал актер-тренер Еркин ГУБАШЕВ.
Изначально режиссер хотел и на главную роль взять паралимпийца, но затем понял: материал настолько сложный, что нужен профессионал. К актеру Аскару ИЛЬЯСОВУ режиссер долго присматривался. Предполагалось, что спортивные кадры поможет сделать дублер-лыжник, но Аскар так упорно тренировался, что в итоге спортсмены стали его считать своим. Так что магию кино пришлось применять лишь для того, чтобы показать инвалидность парня, лишившегося ноги в аварии.

- Почему вам пришлось весь свой гонорар отдать на фильм?
- Наверное, я изначально поскромничал: надо было, претендуя на государственное финансирование, заявлять картину не как дебют, ведь в этой категории суммы меньше. У нас же технически очень сложное кино. Приходилось изобретать свои ноу-хау, как снимать спортивные соревнования без дорогостоящего оборудования, без множества камер. Но для меня этот фильм важен и как профессиональный трамплин, как большая заявка, и как возможность изменить отношение общества к самой теме. Главный посыл - неважно, какое у тебя тело, если в нем нет души. Часто бывает, что люди с инвалидностью гораздо человечнее нас.

В процессе съемок было много всего. В Щучинске, где снимали зарубежные соревнования, начался буран, и декорации сдуло в лес, Аскар честно работал в 40-градусный мороз в тоненьком лыжном костюме и в итоге заболел. Но главное, что кино получилось не фестивально-элитное, а семейное, которое выйдет в массовый прокат уже в апреле.
Цифры в тему
- 100 млн тенге составил бюджет “Паралимпийца”. Для сравнения: спортивная драма “Боксер”, снятая Аканом САТАЕВЫМ, обошлась бюджету примерно в 800 млн, а бюджет фильма “Томирис” - 3,8 млрд.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО