В шоу-бизнесе у нас навариваются бессовестно...
Боится ли казахстанский шоу-бизнес очередной стагнации в условиях надвигающегося омикрон-штамма и новых запретов, с ним связанных? Об этом мы поговорили с генеральным директором продюсерского центра GB Team Русланом АБДУСАЛАМОВЫМ.
- Наши казахстанские артисты выступали, выступают и будут выступать во время любых запретов и карантинов. Не боюсь это говорить, - неожиданно заявил Руслан. - Все, кто востребован, - все выступали во время прошлого локдауна! Возможно, единицы отказывались. Но я сильно сомневаюсь, что такие находились.
- А цены поднимали из-за опасности быть пойманными и наказанными?
- Все зависело от человека. У каждого артиста в этот период индивидуальный подход. Когда ничего не работает, когда все закрыто, то повышается спрос и, значит, растет цена. Ее повышали и из-за того, что все-таки уменьшился объем работы. Но кто-то, наоборот, скидывал цену именно из-за того, что работы, по большому счету, нет и совершенно нет дохода. Ведь, как ни крути, наши артисты получают доход в основном от выступлений на банкетах и семейных мероприятиях. Это, например, российские, у которых много прослушиваний на стримах, получают раз в триместр хорошие роялти.
- Вот почему в начале карантина все артисты так активно протестовали против ковидных ограничений, а потом вдруг резко замолчали?
- Конечно. Ну и вообще, я считаю, для нашего артиста любой повод хорош, лишь бы похайповать, лишь бы просто попиариться. Реально было так: и артисты, и публика заходили в залы проведения мероприятий не через центральный вход, а через другие двери, даже через кухню. Как правило, центральный вход занавешивают, закрывают двери, и их никто вообще не открывает. При этом все вокруг прекрасно понимают, что происходит там, внутри. Но никто туда не лезет. За определенную сумму дают возможность отработать.
Те же ночные клубы как по-вашему проводили большие мероприятия в самый разгар локдауна? Собиралось определенное количество людей, артист выступал, и только после этого приходила мониторинговая группа, выявляла нарушение и накладывала штраф. Но концерт-то уже прошел, артист успел выступить, а штраф оказывался небольшой.
Понимаете, артисты, как и все люди, научились жить в условиях локдауна. Человек вообще такое существо, которое ко всему привыкает, постоянно адаптируется. Слабые вымирают, сильные остаются.
- Многие искренне переживали: сидят наши бедные певцы, хлеб жуют, водой запивают. А вон, оказывается, как...
- Я бы в создавшейся ситуации пожалел только организаторов концертов. Именно они и устроители других культурно-массовых мероприятий очень сильно страдают в период карантина. Например, есть запрет на проведение больших концертов. Потом правительство дает разрешение на проведение концерта с определенным количеством людей, а через неделю и его запрещает. Артист в минус не уйдет даже здесь, а организатор несет потери. Элементарно: поездка на встречу с теми, кто предоставляет площадку, потом переговоры с представителями рекламных агентств. На это уже уходит какой-никакой бюджет, какие-никакие затраты. Артисту же просто позвонили согласовать гонорар, дату, отправили предоплату, и он только сидит, ждет информацию о переносе выступления. Организатор же уже оплатил рекламу, продал билеты и дальше не знает, на какие даты вновь все это переносить. Вот эта неизвестность и уничтожает концертную индустрию.
- Кстати, об индустрии. Едва открылись границы, наши артисты вновь отправились в ту же Россию или на Украину, чтобы поучаствовать в различных шоу. Неужели мы сами не можем создавать телевизионные музыкальные конкурсы такого уровня, чтобы их так же через интернет смотрели по всему миру? Обидно...
- Вы спрашиваете, почему у нас нет мирового качества? Лично я думаю: причина в том, что у нас в большей степени занимаются отмыванием денежных средств. Те, кто к этому причастен, в первую очередь думают не о том, чтобы продвинуть артиста, сделать красивое шоу, а о том, чтобы самому побольше заработать. Например, смотрят: что там с расходами на сцену, со светом? Поставщик заявляет, грубо говоря, 10 миллионов, а ему говорят: “А ты можешь по документам пропустить 15 и потом пять отдать?” - “Да без проблем, не вопрос!”
И у нас все делается только так. Дайте мне любую смету какого-нибудь открытого мероприятия с участием артистов, которое проводили за государственный счет, и я разнесу ее в пух и прах! Там люди навариваются просто бессовестно, отмывая огромные суммы денег...
Могу также популярно объяснить, почему казахстанские артисты, уезжая за пределы Казахстана, добиваются там успеха. Причем если раньше уезжали только начинающие, то сейчас готов уехать чуть ли не каждый второй. А все потому, что в Казахстане им полностью перекрыт кислород. Не только государство никак не помогает молодым талантам, но в первую очередь наши люди не поддерживают своих же соотечественников.
Убедился в этом, пожив полгода на Украине. Там артист запишет песню, даст послушать ее другим и получит совершенно здоровую реакцию. Это помогает творить дальше. А у нас правды ты ни от кого не услышишь: ни от врага, ни от друга. Позавидуют. Поэтому либо охают, либо промолчат. Правда, когда в другой стране наш артист получит признание, тогда все станут подлизываться и примазываться: “Это же наш казах!”
Или другой пример. Я иногда обращаюсь к тем, у кого более-менее приличный контент в Инстаграме: “Поддержи - закинь себе на страницу, пожалуйста, песню моего нового артиста!” Что стоит нажать одну галочку, чтобы на один день сделать репост? Но я слышу: “Нет, это не мой формат”, “Я веду свою страничку по-другому!” А если я заплачу 20-30 или 100 долларов, то сразу: “Не вопрос!”
У нас почему-то такая странная ментальность! Как вам объяснить?.. Это как, ничего не делая, кричать годами: “В правительстве воры!”, а потом в трудную минуту самому идти мародерствовать. Или как убрать из музея в Нур-Султане трон первого президента Казахстана. Мне 32 года, и всю свою жизнь я жил под мирным небом, считая это заслугой Нурсултана Абишевича. И так говорили все, а потом враз поменяли свое мнение. А я до конца буду говорить нашему Елбасы спасибо и считать, что он красавчик. Пусть вы вырежете это из моего интервью, пусть меня будут травить за это. Но я вот так просто мнения своего не меняю.
- Какой выход по-вашему?
- Считаю, что Казахстан может занимать первое место в мире по производству артистов, музыкантов, диджеев. Возьмите того же Иманбека. Я согласен с очень непопулярным мнением Розы РЫМБАЕВОЙ, что ему просто повезло. Таких, как он, у нас очень много. Просто он сделал свой ремикс и смог представить его миру. А сколько таких талантливых молодых людей просто сидят в глубинке и элементарно не имеют доступа к интернету? Думаю, наше правительство должно обратить на это внимание, чтобы сделать Казахстан настоящей и признанной кузницей талантов во всех без исключения сферах.
Если говорить о себе, то я уже сказал, что полгода назад отправился на Украину, чтобы набраться опыта и расширить кругозор в современном шоу-бизнесе, который у них считается чуть ли не самым прогрессивным на постсоветском пространстве. Изучал тему и в Киеве, и в Одессе. Прохожу также онлайн-курс обучения в Москве у Эльмана ЗЕЙНАЛОВА, создателя и продюсера популярного российского музыкального лейбла RAAVA Music. Есть большое желание использовать эти знания и умения у нас. Но, конечно, только в том случае, если буду уверен, что какой-то чиновник или влиятельный человек не станет зарабатывать на этом левые деньги. Хочется, чтобы все средства, которые выделяются, были направлены только туда, куда надо. Мне будет приятно делать это для своего народа, для той земли, на которой я вырос.
Оксана ВАСИЛЕНКО, Алматы