1323

Рычащий тигр, поющий ветер

Музыку к мегапопулярной турецкой исторической саге “Сельджуки” сочинили казахстанские музыканты из группы “Хассак”, которую сейчас считают одной из самых популярных этнических групп Востока. А еще они знают, как отпугнуть злого тигра и какая музыка полезна мужчинам.

Рычащий тигр, поющий ветер

На выступление коллектив из пяти человек обычно везет с собой 100 кг инструментов и кос­тюмов. Все уникальные и удивительные. Такие, которые никто, кроме них, не использует. Например, в одном из кофров лежит доныз кауак - кабанья тыква. Такой инструмент еще лет 100-150 назад был во многих семьях, живущих близ Сырдарьи. Только тогда его использовали не для музицирования, а для того, чтобы отгонять тигров от домашних животных на водопое. Это высушенная тыква, на которую с одной стороны натянута кожа. В центре этого странного барабана торчит длинный пучок конских волос. В жизни не догадаетесь, как извлекать звуки из этого чуда. Дархан АЛИМГАЗЫ берет тряпочку, смачивает ее водой, зажимает одной рукой тыкву и проводит тряпкой по конс­кому волосу. В студии раздается утробное урчание тигра.

В аэропортах всего мира таможенники долго рассматривают их странные инструменты, потом улыбаются. Пограничники задают массу вопросов, видя паспорта с огромным количеством отметок.

- Говорю ли я по-английски? - смеется Дархан. - Конечно, я знаю слово “ок”. А поскольку я напористый и обаятельный найман, обычно этого достаточно.

Ансамблю “Хассак” уже исполнилось восемь лет. Но команда работает дольше - теперь под руководством Ержана ЖАМЕНКЕЕВА, немного изменив название и начав новую историю. С самого начала пятеро участников, профессиональных музыкантов-народников, точно знали, что хотят играть этническую музыку в собственной обработке, используя самые редкие инструменты и удивляя публику.

В 2019 году ансамбль “Хассак” отправился в Сочи на полуфинал всемирного фестиваля-конкурса национальных культур и искусства World folk vision, где получил Гран-при и путевку на мировой финал в Саудовскую Аравию, чтобы состязаться с этническими музыкантами из ста стран и… оказаться лучшими.

- В течение десяти дней были живые выступления группы, - рассказывает Дархан. - До суперфинала дошли мы, группы из Башкортостана и Марокко, но мы оказались лучшими - получили Гран-при и звание чемпионов мира. Вот только эта новость появилась как раз тогда, когда Елбасы объявил о транзите власти, так что всем было не до нас и наша победа оказалась практически не замеченной на родине. Потом началась пандемия, правда, это время в творческом плане оказалось очень удачным. Мы со­средоточились на создании новой музыки, а все организационные проблемы передали продюсерам.

За время локдаунов артисты написали еще один альбом. И решили, что надо будет пробовать соединять этнику с самыми разными жанрами: рок, поп, психоделика… Все музыканты ансамбля - мультиинструменталисты, то есть умеют играть на нескольких инструментах и стараются, чтобы в каждой композиции прозвучало что-то редкое, малоизвестное. Например, Нуртурган КОСАМАНОВ - мастер игры на домбре и саз-сырнае, а Жадыра МУСИРЕПОВА заставляет публику плакать, когда перебирает струны жетигена, но владеет и другими инструментами.

- В своих произведениях мы используем более 30 инструментов, - рассказывает Дархан. - Вот, например, жилиншик, маленькая дудочка из кости барана. Все забытые и редкие инструменты описаны музыковедами в литературе, но они редко появляются на эстраде. Честно говоря, многие из них вообще можно увидеть только у нас в руках. А мы стараемся вернуть их к жизни, показать, как красиво они звучат. Причем делаем это в более со­временной манере. Так интерес­нее и нам, и публике.

- Мы сразу понимали, что играем не массовую музыку, - продолжает разговор Молдир ЕРБОЛ. - И за внимание публики придется побороться. Только сейчас, спустя восемь лет, мы можем говорить, что ситуация изменилась, что наше творчество монетизируется в том же интернет-пространстве. Причем, как ни странно, больше всего нас слушают в Турции, Канаде, Америке, Германии, и только на пятом месте Казахстан. Настоящими звездами мы себя почувствовали в Китае. Прекрасно помню этот момент: большой концерт на открытом воздухе и мы так завели зрителей, что полиции после выступления пришлось выводить нас из толпы восхищенных поклонников. Я впервые в жизни видела такое внимание публики. А вот на отечественном шоу талантов мы прошли в финал, но не победили. Это закономерно: фольклор не так популярен.

- Наверное, бывает очень обидно?

- Раньше, когда мы только окончили консерваторию, начали работать, да, было обидно. Мы никак не могли понять, почему так происходит: мы профессионалы, делаем хорошее дело, а не получаем такого внимания, как самые заурядные эстрадные исполнители. Потом просто решили пересмотреть подход - снимать побольше красивых клипов, общаться с публикой, участвовать в самых разных проектах, много рекламировать себя.

Съемка клипов - это отдельная история. Для видео выбираются красивые “дикие” локации, а не комфортные бары. Самый удачный свет на рассвете, так что выезжать на место нужно среди ночи. И, как правило, приходится терпеть холод. Мы обязательно потом все болеем. Я как минимум неделю после съемок лежу. Например, для клипа “Орлеу” нашли пещеру, в которой было ужасно холодно. Мы выехали в половине четвертого утра и до вечера делали видео. Зато самый счастливый момент для меня - это просмотр готового клипа. Мама до сих пор обязательно плачет от волнения и счастья, когда видит меня по телевизору.

- Полагаю, не обходится и без критики?

- Конечно. Критиковали и нас, и то, что мы делаем, и костюмы, которые носим. Например, говорили, что казашки никогда не носили диадемы, не причесывались подобным образом. Но мы хотим ломать стереотипы и готовы слышать негативные отклики. Потому что если хотим популяризировать народную музыку, то надо удивлять людей, а не соответствовать ожиданиям.

Музыканты даже рассказали о самом сокровенном - как рож­дается музыка. Удивительно, но пока ни одна композиция группы не переложена на ноты, все находится в голове исполнителей! И не потому, что они не знают нотной грамоты - все с консерваторским образованием, просто руки не доходят до бумажной работы. Для нового произведения сначала выбирают тему. Например, как-то в Китае артистов спросили, почему нет композиции, посвященной Шелковому пути. Музыканты задумались и по возвращении домой создали такое произведение, смешав мотивы разных народов, живущих на древней торговой дороге, и объединив их с казахским фольклором.

- Или, например, - продолжает Дархан, - хотим откликнуться на тему экологии, пересыхающего Арала. Мы садимся все вместе и сначала пытаемся представить композицию как фильм, понять, о чем будет эта музыка. Мелеющее море - песок, пустыня, значит, подходит мелодия кобыза, шершавая и печальная. Остовы кораблей - это уже нар-кобыз, то есть огромный инструмент. Многие удивляются, как Молдир, такая маленькая и хрупкая, может играть на такой громадине. Но у нее, похоже, в роду были баксы, она все может. Вот так мы сочиняем музыку все вместе. На одно произведение уходит примерно десять репетиций по 5-6 часов. На карантине выступлений не было, зато мы сочиняли без остановки. В будущем, конечно, надо все это переложить на ноты, записать. Но пока некогда.

А еще музыканты уверяют, что фольклорная музыка, особенно в их исполнении, лечит.

- Нам много раз писали в комментариях, что после прослушивания той или иной композиции улучшается самочувствие, проходит боль, выравнивается ритм сердца, - рассказывает Молдир. - “Орлеу” - медитативная композиция, на все случаи жизни. “Ансау” мы обязательно играем гостям нашей студии, чтобы они расслабились и улучшилось настроение.

- А что надо слушать мужчинам для укрепления мужской силы?

- “Аманат”, - заговорщицки сверкает глазами Дархан, - однозначно обладает волшебным действием в этом направлении. Вообще все поднимает: силу духа, уровень патриотизма, гордость за принадлежность к тюркскому миру. Музыка - это и есть лучшее патриотическое воспитание.

Во время пандемии “Хассак” открыли для себя киношники - и отечественные, и зарубежные. Сначала, конечно, иностранцы. По просьбе турецких кинопродюсеров и совместно с солистом Кердаром были отобраны восемь композиций и написан саунд­трек для сериала “Пробуждение: великие Сельджуки”. После этого авторы отечественного короткометражного фильма “Рух” предложили озвучить фильм целиком.

- Недавно была премьера этой ленты, и нам очень понравилось, - улыбается Молдир. - Вообще, мы чувствуем, как растет в Казахстане в последние годы популярность этнической музыки, и это здорово. Особенно приятно понимать, что в этом есть и наша заслуга.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено Дарханом АЛИМГАЗЫ, Алматы

Поделиться
Класснуть