День в тюрьме? Ни за какие деньги!
Пять месяцев в СИЗО и три года ограничения свободы - так на взлете карьеры 22-летний рэпер Rain поплатился за свою беспечность. Еще находясь в заключении, он хотел рассказать свою историю, чтобы уберечь других от непоправимой ошибки. Мы встретились с Ринатом БАКИЕВЫМ (таково настоящее имя артиста) через несколько дней после того, как он оказался на свободе.
- Меня осудили за мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору. По закону, возможно, так оно и есть. Но я не считаю себя виновным. Если что-то и совершил, то без злого умысла. Не собираюсь сейчас оспаривать решение суда или вызывать жалость к себе. Просто хочу сказать, что мы должны быть аккуратными - обдумывать каждое свое действие, каждый поступок и не доверять незнакомцам, вообще не верить никому на слово, - начинает свою исповедь Ринат. - Хочу предостеречь других и рассказать, как легко можно оказаться в тюрьме - месте, ужаснее которого трудно себе представить. Я чуть не сошел с ума, сильно похудел, застудил бронхи, потерял голос...
Родился и вырос Ринат в Алматы. И хотя мама воспитывала его и младшую дочь одна, все-таки нашла возможность отправить сына в творческую студию недалеко от дома. Она видела, как с раннего детства Ринат проявлял интерес к музыке, да к тому же окружающие говорили, что у него есть все данные, чтобы стать певцом. Вокалом мальчишка с удовольствием занимался до 15 лет, а когда пришло время выбирать профессию, перед ним встал серьезный выбор.
- В понимании большинства людей, на музыке много не заработаешь, а я должен был поддерживать маму и сестренку, - вспоминает Ринат, - поэтому поступил на очень востребованную специальность автоэлектрика в алматинский автомеханический колледж, где проучился три года. Параллельно устроился оператором на маргариновый завод: следил за аппаратом, фасующим майонез и растительное масло. В это же время я серьезно занялся спортом, решил стать сильным, ведь мужчина должен не только поддерживать семью материально, но и в случае чего уметь защищать маму и сестренку физически. О желании стать артистом я тогда забыл.
Но два года назад Ринат случайно повстречал в городе давнего друга, с которым когда-то занимался музыкой.
- “Неужели так и будешь всю жизнь просыпаться с мыслями о нелюбимой работе? А ведь у тебя талант к музыке!” - эти слова полностью перевернули мое сознание. Понял, что испугался трудностей и из-за этого поставил крест на своей мечте. Но после той встречи стал думать, что я сильный и справлюсь со всеми препятствиями.
Сначала друг позвал Рината в студию, где записывались именитые артисты, потом начинающим музыкантам пришлось заниматься в местах поскромнее. Ведь, по его словам, аренда хорошей студии стоит недешево, это довольно ощутимые деньги для ребят из обычных семей.
- Мы карабкались, двигались к своей цели как могли. Я подрабатывал официантом в ресторане недалеко от дома, помогал грузить товар на барахолке. Все деньги вкладывали в музыку. А когда у нас образовалась команда музыкантов из четырех человек, мы сняли квартиру, где жили и работали полгода. Свой лейбл мы назвали Pa11adin, музыку стали выкладывать на музыкальных интернет-площадках, за нашим творчеством стали следить не только слушатели, но и знаменитые артисты. Популярный киргизский музыкант BAKR пригласил нас в Бишкек на съемки совместного клипа. Потом совместную песню предложила записать наша группа Captown. А зимой 2020 года в свой лейбл ABD нас, всех четверых, пригласил продюсер Руслан АБДУСАЛАМОВ!
Ринат был счастлив, чувствовал, что мечты стали сбываться. Воодушевленный, в приподнятом настроении, он работал в студии, когда у друга зазвонил телефон. Теперь тот звонок он называет страшным.
- “Салам, я как-то покупал у тебя музыку. Не хочешь подработать?” Моему другу позвонил клиент, который заказывал у него биты через паблик в Инстаграме. Конкретно его он не помнил, ведь таких клиентов было много. И хотя в тот день мы снимали видео для мини-клипа, отказываться от подработки мы не стали. Оплата хорошая - 50 тысяч тенге. А чтобы побыстрее закончить и несильно устать, друг предложил составить ему компанию.
Потом Ринат восстановит тот апрельский день по минутам. Они с другом приехали по адресу, загрузили 17 мешков в “газель”, которая была вызвана через интернет-приложение, добрались до указанной точки на барахолке, выгрузили мешки, отпустили машину, подождали клиентов, загрузили товар уже в их транспорт и приняли от них оплату - 11 тысяч долларов. Все так, как по телефону инструктировал бывший заказчик битов. На вопрос молодых музыкантов, почему он сам не приедет пересчитать деньги, был ответ: “Не успеваю!” Судя по тому, как слаженно прошла загрузка-разгрузка, Ринат понял, что у клиентов и поставщика полное взаимное доверие. Не возникло у них подозрения и в тот момент, когда заказчик примчался на место сразу после звонка о выполненной работе.
- Он подъехал на такси и велел нам сесть в машину. Это был крупный мужчина в кепке, с бородой, поэтому мы даже не могли потом точно описать его лицо. Получив свои доллары, он выплатил нам обещанные 50 тысяч тенге и довез до студии. Эту историю мы тут же забыли. До того момента, пока нас не задержали. Ведь мы вообще не заморачивались, лишь хотели побыстрее сделать работу, получить деньги и продолжить съемки своего видео.
Через полторы недели хозяйка съемной квартиры сообщила: “Вас разыскивали двое мужчин”. Но все их мысли были о предстоящих в Бишкеке съемках клипа с исполнителем BAKR, куда они и отправились. Возвратившись через неделю, Ринат узнал, что его с другом разыскивает полиция.
- На допросе в РОВД мне сообщили, что видеокамера зафиксировала именно наши лица, когда мы грузили мешки, в которых вместо обговоренного товара - авточехлов - был мусор! Я честно признался, что даже не знал, что там должно было быть на самом деле, мне это вообще было неинтересно. Но церемониться с нами не стали - отправили в ИВС на два дня. Потом опять был РОВД, где нас опознал водитель “газели”, увозивший товар с клиентами. Мы, конечно, дали номер того человека, который позвал нас на подработку, но нас все равно назвали соучастниками и отправили уже в следственный изолятор... Мне говорили: чтобы итог не был печальным, чтобы выйти из тюрьмы, нужно погасить иск - те самые злосчастные 11 тысяч долларов. Но ни у меня, ни у моих родных таких денег не было. Я благодарен своему продюсеру Руслану, который нанял мне адвоката и поддерживал в этой истории.
Находясь в заключении, Ринат сотни раз прокручивал подробности того злосчастного дня.
- Почему не узнали заранее, какой товар должен был быть в мешках, и не открыли хотя бы один из семнадцати, чтобы убедиться, есть ли он там? А почему те шестеро мужчин, которые приехали за товаром от клиента, не проверили мешки сразу при нас? От этих вопросов я сходил с ума, понял, что нас подставили, и даже хотел покончить с собой. Да еще вся эта обстановка вокруг... Я сидел в небольшой камере без окон, куда даже солнце не попадало, было ужасно холодно, а рядом еще десять человек, среди которых и настоящие убийцы. Это очень тяжело вспоминать. Никаких денег мира не стоит даже один день в тюрьме!..
Через четыре месяца медиатор сообщила нам, что иск был погашен совместно продюсером и нашими с другом родственниками. А для того чтобы нам дали не три года общего режима, а три года ограничения, мы должны написать признательное заявление, которое и станет смягчающим обстоятельством. Я был в отчаянии, но сдался, потому что не мог больше оставаться в этом аду. Это же пережил и мой друг. Единственное, о чем он сейчас мечтает, - поправить здоровье и все забыть.
- Поэтому вы говорите со мной один, без него? - задаю я вопрос.
- Он не хочет, чтобы даже имя его упоминалось в связи с этим кошмаром. Сейчас родственники запретили ему заниматься музыкой, и он ушел из лейбла. Но я заряжен на то, чтобы добиться всего в творчестве! Буду идти напролом, потому что хочу сделать счастливой свою маму. Это сейчас самое важное для меня в жизни. Перед тем как попал в тюрьму, у меня было много планов, я подготовил несколько проектов, вкладывал в рекламу, поэтому уверен, что буду услышан зрителем!
Оксана ВАСИЛЕНКО, Алматы