2654

Раньше, чем “Игра в кальмара”

Актер Дулыга АКМОЛДА пытается выйти из комнаты, замечает, что от ноги тянется цепь, ложится на пол - прямо в воду, доходящую почти до постели, тянет цепь и достает из-под кровати огромную гирю. Сзади крик: “Стоп! Снято!”. Мы присутствуем на съемках одной из сцен проекта “Слова назидания”.

Раньше, чем  “Игра в кальмара”

Для этого кадра была выстроена комната со всей обстановкой… прямо на дне одного из бассейнов Алматы. И все ради десяти минут экранного времени. Проект “Слова назидания” должен был сниматься гораздо раньше, еще год назад, когда Казахстан отмечал юбилей Абая. Из-за пандемии все сроки сдвинулись, но создатели считают: “Слова назидания” сами по себе такой мощный литературный шедевр, что не нуждаются в каких-то поводах и посвящениях. Он просто должен быть, причем понятный и интересный современному зрителю. Снимается проект как сериал - сезонами. До окончания этого года будут готовы 15 первых слов-глав. Причем сразу на трех языках - казахском, русском, английском. Проект финансируется государством, и ходят слухи, что его планируют транслировать на мировых каналах и интернет-платформах, чтобы обеспечить максимально широкий охват аудитории. Но это пока планы на будущее, так же, как и съемка остальных глав бессмертной книги. Все это будет в том случае, если публика благосклонно воспримет необычный формат.

- Сейчас молодые люди мало что читают, поэтому мы решили преподнести слова через видео, визуализировать образы каждой главы, - рассказывает режиссер и автор идеи Берик АБИШЕВ. - У нас каждое “Слово” произносит отдельный очень популярный актер или артист, и каждое представляет собой отдельную историю. В качестве главных героев выступают Ерик ЖОЛЖАКСЫНОВ, Артур ТОЛЕПОВ, Тауекел МУСИЛИМ, Жандарбек КУНГУЖИНОВ, Жан БАЙЖАНБАЕВ, Индира МЕНДЫБАЕВА и многие другие. Но отбирали мы их не по принципу звездности, а по попаданию в образ.

Уникальность этих коротких видео еще и в обилии локаций, декораций и фантастических картин. Потому что “Слова назидания” - это не истории, а образы, зачастую полные аллегорий, поэтому и видео приходится придумывать соответствующее. Например, 14-е слово превращается в шахматный поединок, где вместо фигур живые люди, которые умирают во время игры. Но если не продолжать войну, то погибнет сам играющий. Это слово о том, что мы любим откладывать принятие решений, и так проходит порой наша жизнь.

- Герой сидит у себя дома, - рассуждает режиссер, - играет в шахматы и представляет доску полем боя. Вся наша жизнь - борьба. Это одна из самых ярких серий. У героя проблема - он не завершает свои задачи. Человек всегда находит множество отмазок, чтобы отложить что-то важное. А здесь шахматная доска ставит задачу, он решает судьбы и не может остановиться, потому что, проиграв или прекратив бой, умрет сам. Это как “Игра в кальмара”, только мы придумали это раньше.

- О чем же видео, которое вы снимаете в бассейне?

- Это 34-е слово. В нем речь о том, что мы все неправильно живем, не осознаем проблем, довольствуемся малым и забываем о прогрессе. Наш герой погружается в воду, буквально тонет, но не замечает этого до определенного момента, не осознает своих проблем: читает, смотрит ТВ, занимается бытом. Но в конце мы хотим дать надежду - герой вынырнет из воды, хотя окажется совсем в другом месте, на природе. Это будет его символическим освобождением от собственных иллюзий. Каждая серия не связана с другой. Каждая - как отдельный клип протяженностью около десяти минут, со своими героями, страданиями и хеппи-эндом. Многие удивляются, что мы снимаем Абая таким образом, есть же привычный ряд ассоциаций - в степи, в юрте, с приметами древности. Но время диктует современный видеоряд.

Режиссер говорит, что хочет таким образом приблизить Абая к нынешнему человеку. Он считает: хотя нас окружают билборды с портретами и цитатами мыслителя и его произведения вроде бы проходят в школе, но все это очень поверхностно, без осознания главного. А хочется именно показать самую суть, актуальность этого произведения. Берик Абишев признается:

- Мое самое любимое слово - первое, с которого начинается все произведение. Это как начало, принятие решения о том, что надо так откровенно высказать свои мысли. Это важно.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлены Бериком АБИШЕВЫМ, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее