984

Тяжёлые дороги

С опозданием на полтора года выходит в прокат на родине знаковый казахстанско-японский фильм “Конокрады. Дороги времени”.

Тяжёлые дороги
Самал ЕСЛЯМОВА и Мади МИНАЙДАРОВ.

Его уже видели в Японии и Франции, показывали на нескольких фестивалях. Именно в нем после триумфа в Каннах сыграла Самал ЕСЛЯМОВА, после чего взяла длительную паузу, вернувшись к работе в театре. На родине никто не ожидает больших кассовых сборов, а публика на предпоказах плачет от молчаливой трагедии на фоне эпичных пейзажей. Что еще можно добавить для интриги? Только то, что специально для десяти дней съемок в этом проекте японская звезда Мирай МОРИЯМА готовился несколько месяцев.

Прокат стартует 23 сентября, а накануне журналисты терзали режиссера Ерлана НУРМУХАМБЕТОВА, почему фильм покатался по фестивалям, а приза нигде так и не взял. И что за жанр у кино - мистика, драма, мелодрама? Ерлан сам похож на кадр из этого фильма: эмоции скрыты за полной внешней беспристрастностью.

Режиссер Ерлан НУРМУХАМБЕТОВ (справа) на съемках фильма.

- Проект начался случайно, когда я в Каннах рассказал этот сюжет японской коллеге Лизе ТАКЭБА, - повествует казах­станский режиссер. - Она заинтересовалась, нашла продюсеров, мы стали созваниваться, менять сценарий под совместное производство. Так все и закрутилось. Изначально исходили из того, что драма, увиденная глазами десятилетнего мальчика, разворачивается на фоне нашей природы. И природа как созерцатель участвует в каждом кадре.

Природа и быт чабанов сняты так, что фильм можно смотреть, не вслушиваясь в слова, не читая титры, просто погружаясь. Самал Еслямова совершенна в потрясающем своем умении молча носить в себе боль и драму. Десятилетний Мади МИНАЙДАРОВ - готовая звезда. Исполнитель главной роли Морияма абсолютно органичен и “наш”. Не зря специально для этого проекта Мирай учился сидеть в седле так, как это делают кочевники. Кроме уроков в манеже он имел долгие онлайн-консультации с нашими каскадерами, которые показывали все аутентичные тонкости. В это же время Мирай учил с репетитором фразы сценария на казахском языке.

Мирай МОРИЯМА сыграл в фильме главную роль.

- Ему вообще была очень важна идентичность, - рассказывает режиссер. - Актер добивался, чтобы звучали правильные акценты, интонации. Все мы знаем, как это сложно сделать.

Что касается призов, Ерлан понимает, что слишком размыт жанр фильма, что нет определенного драматичного финала в конце, который бы так или иначе поставил точку и связал воедино все нити этой истории. Но философски заявляет, что в этом и есть правда:

- Мы много обсуждали финал, пытались сделать его драматургически понятным, найти некий катарсис. Что, возможно, повлияло бы на мнение жюри международных фестивалей. Но в том-то и дело, что на фоне природы происходит еще одна история. Сама жизнь обрывается, тоже не расставив зачастую акцентов.

Фильм был готов как раз к началу пандемии, и мировая премьера прошла в Японии на одном из кинофестивалей, а затем там же начался прокат. Фильм успели показать во Франции, где исторически сложился большой интерес к казахстанскому кино. Теперь наконец дело дошло и до родных кинозалов.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть