12407

Фиолетово, что скажут люди!

Известный художник и дизайнер Балнур АСАНОВА рушит все стереотипы. В 47 лет она вышла замуж и уехала с мужем в Стокгольм, в 50 стала мамой прекрасной девочки, а теперь хочет создать коллекцию одежды, которую по достоинству оценят во всем мире.

Фиолетово, что скажут люди!

- У всей этой истории есть предыстория, которую мои близкие и знакомые воспринимали как прикол, как стеб, - смеется Балнур. - В 2006 году у меня были командировки с показами в Америку и Европу. Первой страной была Германия, и в резиденции нашего посла в Берлине на меня удручающее впечатление произвело то, насколько жутко там все было изрисовано. На воротах и по всем стенам черная краска, страшные символы, жуткие знаки. Мне всегда казалось, что рисовать такие страшные вещи может только душевнобольной человек. Когда я поинтересовалась, кто так изуродовал посольство, мне шепнули: “Тише! Это жена посла”.

Впечатление было настолько сильным, что я всем об этом рассказывала и шутя добавляла: “Надо было мне в свое время возле МИД гулять: вышла бы замуж за дип­ломата и разрисовала бы красиво наше посольство”. Так родился прикол, что прогуливаться надо возле МИД.

Шли годы, эта история забылась, но однажды я действительно оказалась в Нур-Султане возле МИД, с которым у нашей компании был контракт на поставку нацио­нальных сувениров. Стоял сильный мороз, мой айфон от этого сел, и я не могла позвонить, чтобы меня пропустили. Рядом проходил дипломатический работник, который меня узнал и предложил позвонить со своего телефона на мой, чтобы его разблокировать.

Вечером он скинул мне фото моей картины, которую купил еще в 2006 году, когда приехал в Казахстан из Германии, где работал в то время. Удивительно, что тогда в галерее он выбрал произведение художницы, о которой еще ничего не знал, а только потом стал знакомиться с ее творчеством.

Через год после той встречи в Нур-Султане мы поженились. И когда я сообщила, что выхожу замуж, многие смеялись: “Ты все-таки погуляла возле МИД?” Услышав утвердительный ответ и узнав историю нашего знакомства, все были в шоке!

- Надеюсь, вы вышли замуж не только из-за поразительного совпадения и спустя пять лет совместной жизни не разочаровались в супруге?

- В первый раз я вышла замуж рано, родила троих сыновей и развелась в довольно-таки молодом возрасте. После этого мне было сложно с выбором мужчины - тот косой, тот кривой, третий ляпнет что-то нехорошее. Поэтому я всегда жила по принципу “с мужчиной надо жить хорошо, плохо мы можем жить и сами”. Но теперь мне очень повезло. Говорю это не потому, что хвалю нынешнего мужа, а потому, что мне действительно есть с чем сравнивать. Мой муж - большая редкость среди мужчин. Он человек высокоинтеллектуальный, очень честный, интеллигентный, окончил Мюнхенский университет, доктор юридических наук, знает семь языков, большую часть жизни работал и жил за границей.

К тому же он мужчина порядочный. Многие думали, что расписываться в загсе мы не будем, станем жить так называемым гражданским браком. Поэтому первое, о чем спросила моя мама, когда будущий зять приехал знакомиться и пригласил нас всех в ресторан: “И как же вы хотите жить?” Он сразу ответил: “Конечно, будем жениться!” После этого и мама, и мои сыновья немножко были в шоке, некоторое время в обмороке повалялись, а потом сказали: “Ну, ладно!”

Когда мы стали мужем и женой, мне было 47 лет, супруг на год старше, а моим сыновьям 27, 22 и 20 лет. И я рада, что у нас появилась дочка до того, как родился первый внук, которому 19 сентября исполнится месяц (смеется). Шутка ли: когда родилась Адина, мне было почти пятьдесят.

- Значит, когда тебе пятьдесят, жизнь только начинается?

- Жизнь продолжается. Всегда! Это наши стереотипы не дают нам жить нормально и кайфовать от каждого дня. Ведь только у нас можно услышать: “Как не стыдно выходить замуж, когда сыновья взрослые?” А я считаю: можно и нужно, чтобы прекрасно и счастливо жить! Я с мужем прожила в Стокгольме два года и видела: люди женятся даже в 70 и 80 лет.

Когда родилась наша дочь и после сорока дней мы прилетели из Алматы в Стокгольм, только посольские казахи могли сказать мне что-то нелицеприятное: “Как это вообще возможно - рожать в 50 лет?!” А вот шведы ни разу не намекнули, что я какая-то неправильная мамочка. Это потому, что общество у них другое и страна по коэффициенту счастья чуть ли не на первом месте в мире. Я пыталась разобраться и поняла, что все идет от той справедливости, к которой они привыкли в жизни. А у них понятия между людьми справедливые, законы справедливо работают. У нас где справедливость? Там, где агашка, где позвонили, где продавили. А у шведов по-другому: министр ты или простой работяга, не важно - если нарушают закон, то отвечают все одинаково. Поэтому люди там ничего не боятся, они спокойны, счастливы и транслируют это вокруг.

Но на наших людей я не обижаюсь. Мне просто пофиг, что они говорят! Возможно, родилась такой или, может, это школа жизни, которую я прошла и закалилась.

- Что вы имеете в виду?

- То, что мне всегда завидовали и, как следствие, часто хамили, хотели самоутвердиться за мой счет. С детства я узнала, что такое людская ненависть.

Родилась я в Москве, где моя мама (Сабыркуль АСАНОВА, основатель Академии моды “Сымбат”. - О. В.) училась, а потом руководила известной во всем Советском Союзе трикотажной фабрикой “Первомай”. Спустя время ее переманили в Казахстан, чтобы она развивала здесь легкую промышленность. Естественно, мама меня всегда хорошо одевала. Еще маленькой девочкой я выходила на подиум вместе с известными моделями, нас с сестренкой часто фотографировали для журналов. В пять лет я прекрасно рисовала, а в 14 поступила в художественное училище. И всегда окружающие завидовали моим успехам. Художники говорили: “Ты дизайном одежды занимаешься, вот и занимайся, а в художество не лезь!” Дизайнеры же, наоборот, советовали: “Ты хороший живописец, вот и рисуй свои картины, а к нам не суйся!” Что бы я ни надела, слышала: “Вокруг люди бедные, а она вся в бриллиантах ходит...” И хотя у меня не было бриллиантов, всем казалось, что они есть, все завидовали нашему богатству. Например, несмотря на то что я была талантливая, в Академии искусств мне не ставили оценку по живописи до тех пор, пока с моей матери чего-то не выдавят. И у нас, в Казахстане, так было всегда и везде. Я настолько к этому привыкла, что там, где мне не завидуют, плохо себя чувствую (смеется). Поэтому плевать я хотела на людское мнение, мне фиолетово на то, что скажут окружающие.

- Расскажите о своем материнском счастье...

- Это чудо, настоящий космос! Я обожаю своих троих сыновей, но когда малыш появляется в осознанном возрасте, когда ты уже имеешь большой жизненный опыт, это непередаваемо. Ты понимаешь, что главное не шмотки и хаты, а то, что рядом с тобой маленькое любящее создание, большая ценность, подарок Всевышнего. Конечно, спасибо за это новым технологиям, ведь раньше женщины и мечтать о таком не могли.

С другой стороны, поздние дети - залог долголетия и секрет хорошего самочувствия. Пока мои ровесники лежат на диване и смотрят сериалы, я даже забыла, когда в последний раз включала телевизор. С утра до вечера ношусь с малышкой, хожу как минимум 15-17 километров в день, потому что на улицу иду как на работу. Этому я научилась у шведов, которые ведут здоровый образ жизни, поэтому редко болеют и не доводит себя до такого состояния, что нужно вызывать “скорую помощь”.

Когда Адина в пять месяцев впервые заболела, “скорая” к нам не приехала. Мне сказали, что стоить этот вызов будет две тысячи евро, а температуру ребенку можно сбить самостоятельно. На вопрос “как?” я услышала ответ: “Пейте побольше воды из-под крана, она у нас чистейшая, полезная. А еще проводите по восемь часов на улице, на свежем воздухе, ведь у нас вокруг леса, озера”.

- Ничего себе!

- И вы представьте, что эти люди, которые никогда не выпьют лишнюю таблетку, считая ее вредной химией, толпами стоят в очереди, чтобы привиться от коронавируса. То, что вакцина нужна, даже не обсуждается. Там считают, что гарантии от заражения нет, но это стопроцентная гарантия от смерти. Я приехала в Казахстан и не перестаю удивляться, почему у нас не так, почему наши люди такие темные...

Но по родине я все-таки скучала, хотела домой, к маме, к детям. Пожить в скандинавской стране - это прекрасное приключение, знакомство с замечательной культурой, но когда пришло время возвращаться, я прыгала от радости. Потому что с детства надолго не уезжала от своего любимого угла на пересечении Кунаева и Жибек жолы в Алматы, где находится родная Академия моды “Сымбат”. Это место моей силы, там моя любимая мастерская. Я очень соскучилась по работе, по профессии. Считаю, что еще до конца не раскрылась как художник и дизайнер, поэтому в планах показать весь свой потенциал и в живописи, и в дизайне одежды, и в керамике.

- О чем мечтаете?

- Чтобы дети мои были достойными людьми, чтобы всех внуков увидеть. И чем больше их будет, тем лучше.

Оксана ВАСИЛЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть