Машина времени
В Казахстане завершаются съемки международного проекта, где главный герой - человек удивительной судьбы японский военнопленный Ахико ТЭЦУРО.
Историческое кино - это всегда больше, чем кино. Судьба курсанта императорского училища, попавшего в плен во время Второй мировой войны и сосланного в лагеря в Казахстане, стала легендой в нашей стране. Юноша с Хоккайдо Ахико Тэцуро попал в Карлаг в 15 лет. Как враг народа был осужден на 10 лет, хотя не мог ни понимать, что происходит, ни сказать что-то в свою защиту - он просто не знал языка. После освобождения 24-летний Ахико остался в поселке Актас под Карагандой, женился на девушке из сосланных в Казахстан поволжских немцев. В 1989 году был реабилитирован, съездил к родным в Японию, но предпочел остаток жизни прожить на новой родине, в поселке Актас. Всего около 59 тысяч японских военнопленных были отправлены в Казахстан.

- Идея снять фильм об Ахико Тэцуро зародилась несколько лет назад, - рассказывает продюсер и сорежиссер картины Алия УВАЛЬЖАНОВА. - Когда я узнала о его нелегкой судьбе, мне стало интересно, как сложилась жизнь этого человека дальше. И мы нашли его. В 2007 году ездили к нему в Караганду, в поселок Актас, снимали о нем документальный фильм. После этого родился сценарий художественного фильма.

...На верхней Каскеленской трассе близ Алматы продают арбузы, несется поток машин - жизнь идет своим ходом. Но стоит свернуть с дороги и проехать по еле живой грунтовке мимо заброшенного карьера, как попадаешь в другой мир: домики с типичными японскими окошками, каменный колодец во дворе - здесь снимали предыдущие сцены. Сейчас завершается работа в декорациях лагеря военнопленных. Они называются декорациями, но на самом деле это реально выстроенные бараки, наполненные старыми вещами: керосинки, деревянные кадки, грубо сколоченные барачные кровати. Над фронтоном конторы портрет Сталина и красный флаг. По периметру колючая проволока. Среди красноармейцев в зафактуренной, то есть испачканной и потрепанной форме ходит симпатичная медсестричка со стопкой масок, пытается раздать их всем. Чуть дальше дозорных вышек ряд уличных сортиров, поделенных на мужские и женские, рядом пятачок, обтянутый защитной лентой, внутри ведро с окурками и живописная группа зэков. Увидев журналистов, они подкалывают: “Че, ребята, вчера не приехали, мы вчера такие кадры снимали в бане!” Феня и вид настолько живописные, словно товарищи и точно с лесоповала.

- Очень тщательно подходили к внешнему виду актеров уже на кастинге, уже там облегчили нам работу, - рассказывает гример Ирина ЗИНЧЕНКО. - Но все равно приходится делать много. Сытые лица превращаем в изможденные, приличные зубы делаем прокуренными и желтыми, залысиваем.
Жара заставляет всех свободных актеров прятаться в спасительную тень, снимается сцена в помещении: Ахико сообщают об освобождении.
- Фильм “Ақтастағы Ахико” был запущен в производство в начале 2019 года, до пандемии успели за 12 рабочих дней снять треть фильма, - рассказывает Алия Увальжанова. - Кино пришлось законсервировать. В этом году работа возобновлена, и за 15 рабочих дней доснят материал. Для большой исторической картины это невероятный результат, которым мы очень гордимся. Проект международный, поэтому, как только фильм будет готов, он выйдет в прокат в Казахстане и Японии, где тоже ждут эту картину. В Японии есть определенная деликатность при разговоре на тему военнопленных, поэтому нашим партнерам тоже очень важна и интересна историческая лента. Но в первую очередь мы хотим показать через события тех лет дух человека, то, что в любой ситуации можно оставаться собой, проявлять свои лучшие качества.

Общая команда фильма вместе с техническими работниками около тысячи человек. Основной режиссер - Елдар КАПАРОВ, консультант картины - Сано Синдзю, как его уважительно называют на площадке - Сино сан.
- На самом деле мы не только внешне похожи, - улыбается Сино сан. - Казахи - тенгрианцы, в Японии много значит синтоизм, эти две философии во многом схожи, так что у нас очень много общего. Я хочу, чтобы фильм был понятен любому человеку, ведь на каком бы языке мы ни говорили, мы все люди.

Еще более коротко и емко выразились актеры, исполняющие роли надсмотрщиков в лагере:
- О чем это кино? О том, что надо фильмы снимать хорошие, а не держать людей в лагерях, не воевать, не причинять зло друг другу.
Ксения ЕВДОКИМНЕКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО