Финал с горчинкой
Ансамбль “Игеру” хотел поддержать молодых казахстанских композиторов, но желающих писать музыку за деньги просто не нашлось…
В начале лета ансамбль объявил конкурс на так называемую резиденцию. Проще говоря, коллектив хотел выбрать для сотрудничества кого-то из молодых до 35 лет отечественных композиторов. Казахстанское гражданство было прописано в условиях конкурса. Произведение победителя было бы оплачено и исполнено. Казалось, какой прекрасный шанс. Но в итоге все лавры и гонорар достанутся… киргизскому композитору Баласагыну МУСАЕВУ, декану композиторского факультета Бишкекской консерватории.
- Неужели никто не откликнулся?
- Мы пожинаем печальный урожай отношения к композиторам, - вздыхает руководитель ансамбля “Игеру” Санжар БАЙТЕРЕКОВ. - Они низведены до ремесленников и свой выбор делают уже в первые годы обучения в консерватории - уходят в коммерческие жанры. Сейчас в республике нет молодых музыкантов, способных работать в академических жанрах, таких как опера или симфония. У нас была только одна заявка, и то участник в итоге снял свою кандидатуру, честно заявил, что не хватает техники. Поэтому мы были вынуждены изменить основное условие конкурса и приняли много интересных заявок от музыкантов со всего СНГ. Лучшим оказался Баласагын, и мы очень рады предстоящему сотворчеству.
- Может быть, и не страшно, что в Казахстане больше никто не может писать серьезные академические композиции? Может быть, классика просто умерла - туда ей и дорога?
- У нас - да, у нас в стране даже нет официально такой профессии - композитор. Но в Европе, да и в странах СНГ картина совсем другая. Академические жанры живут, развиваются, они востребованны. Так что это какая-то наша особенность. Возможно, мы вскроем серьезную проблему, и на государственном уровне будут предприняты шаги, чтобы изменить ситуацию. Пока же мы только констатируем факт: в Казахстане нет молодых композиторов, работающих в современной технике.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено Санжаром БАЙТЕРЕКОВЫМ, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО