Деревянные страницы истории
Олег ПОПОВ, павлодарский мастер-самоучка, завершил грандиозное панно “Орбулакское сражение”.
Удивительна история самого резчика по дереву. Олег по специальности повар-кулинар, но еще в 1990-х годах для стабильного заработка стал трудиться на заводе по изготовлению труб разметчиком стали. Серьезная мужская работа. Но любимое с детства хобби - резьбу по дереву - не забросил и продолжал мастерить. Правда, размахнуться в небольшой квартире не получалось. Приходилось заниматься небольшими поделками. Но однажды о талантливом мастере узнало руководство завода. Олега попросили изготовить что-то монументальное, чтобы отправить в качестве подарка в Алматы. Так появилось первое составное панно “Путь Абая”, которое сейчас украшает один из университетов южной столицы.

- Ковырялся в деревяшках я с детства, - смеется Олег. - Тогда же все дети ходили в кружки, делали поделки. Так было принято. Даже в летнем лагере нас все время учили что-то мастерить. А иногда я думаю, что во мне просто проснулись гены какого-то далекого предка. Но нигде я специально этому не обучался. Сейчас иногда консультируюсь с нашими павлодарскими художниками и скульпторами, которые с удовольствием мне помогают, вот и все. Сам я из Башкирии. В Казахстан я с семьей переехал в конце восьмого класса, так что историю страны я в школе не проходил и фактически не знал. Поэтому для моих работ пришлось очень многое дополнительно изучать.
Например, чтобы создать деревянное панно, посвященное Абаю, Олег читал и конспектировал книгу Мухтара Ауэзова, параллельно изучал историческую литературу. Потом отправился на родину мыслителя в Семей. Там Олег побывал в музее, особенно внимательно рассматривал старинные образцы резьбы по дереву.

- Собственно, пока собирал информацию по Абаю, я наткнулся на рассказ об Орбулакской битве, - признается мастер. - В интернете всегда так: ищешь одно, а в итоге получаешь много другой интересной информации. Меня поразило, что во время этой знаменитой битвы несколько сотен казахских воинов остановили многотысячную армию и проявили настоящий талант стратегов. Подумалось, что такому историческому событию уделяется незаслуженно мало внимания. Так и родилась идея создать следующую работу.
Над этим панно Олег трудился 2 года 7 месяцев. Руководство родного завода было настолько впечатлено талантом мастера-самоучки, что выделило помещение, помогло закупить материалы, часть необходимых инструментов и на время творческих проектов сохраняет заработную плату Олегу Попову.
- Я в любой момент готов вернуться в цех, - уверяет мастер. - Свою работу люблю и хорошо ее делаю. Но очень благодарен, что ценят и мои художественные способности, дают возможность заниматься любимым делом. У себя дома я бы так развернуться не смог.

Свою новую работу Олег решил сделать цветной, чтобы лучше показать драматизм сражения.
- Многие профессионалы отговаривали меня, говорили, что это нарушение традиций, дескать, дерево само по себе красивый и выразительный материал и не надо его раскрашивать. Но я человек необразованный, не стесненный академическими рамками, так что могу делать что хочу. Я, как акын: что чувствую, что вижу, то и пою. Правда, когда начал покрывать фигуры краской, понял, что естественные цвета смотрятся аляповато, пестрят. Пришлось смягчать, приглушать их. Вообще, это панно далось мне гораздо сложнее, чем первое, потому что задумка была нестандартная. Я хотел, чтобы деревянные части походили на листы древней рукописи, разлетающейся под порывом ветра: изогнутые, потрепанные, с прорехами.

Кстати, Абай и интерес к казахской истории и ремеслам существенно расширили творческие возможности Олега. Захотелось попробовать работать с войлоком, ведь это такой популярный в степи материал. Олег сразу влюбился в шерсть и делал красивые варежки всей родне.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлены Олегом ПОПОВЫМ, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО