Шедевры из мусорного бака
В столице открылась выставка именитых казахстанских мастеров, чьи картины из отходов - пластика, шин, гвоздей, свечей зажигания, болтов, фантиков - стоят по нескольку тысяч долларов.
Оказалось, что мусорная тема вдохновляет наших художников еще с 1990-х годов. Современные художники дают мусору вторую жизнь и вносят свой вклад в переработку. На удивительной выставке, которая проходит в сфере “Нур Алем”, представлены три работы Георгия ТРЯКИНА-БУХАРОВА, который первым в 1994 году создал картины из фантиков от популярных шоколадных батончиков, старой деревянной посуды, открыток, пластиковых трубочек. Особенно нравятся маэстро сломанные вещи: дверная железная ручка, педаль велосипеда и детские игрушки, которые он находит в мусорных баках и приносят поклонники.
Экспозиция заставляет задуматься, сколько разных товаров мы потребляем ежедневно и отправляем на свалку. Одно из ключевых полотен на выставке - картина признанного мэтра современного казахстанского искусства Молдакула НАРЫМБЕТОВА “Три бия”, выполненная из отработанных шин.

- Последние 10-15 лет своей творческой карьеры Нарымбетов уделял внимание покрышкам, которые находил рядом с СТО (художник умер в 2012 году. - Т. Г.). Это очень сложный, токсичный материал, из которого нелегко вытащить художественную пластику. Мастер часто делал скульптуры из покрышек, восемь из них вошли в постоянную коллекцию Третьяковской галереи. Картины реже. Обычно использование шин ограничивалось обрамлением рамок, но в картине “Три бия” нет практически ничего, кроме шин. Эта живопись настолько текстурная, мясистая и маскулинная, что заходит на территорию скульптуры, - рассказывает один из кураторов выставки Владислав СЛУДСКИЙ.
Полотна Losing Identity и “Семья Абая” Сауле СУЛЕЙМЕНОВОЙ издалека кажутся вполне традиционными, выполненными маслом или акрилом. А на деле вместо красок полиэтиленовые пакеты. Ими же задрапированы не только вещи, но и морщины, вырисованы брови, глаза и все мелкие детали. На каждую картину ушло по нескольку тысяч пакетов.

- То, что плохо для экологии, хорошо для искусства. Масло со временем теряет свой цвет, трескается, его нужно особым образом хранить, а пластик живет тысячелетиями. И Сауле Сулейменова - очень известная наша художница - использует пластик в качестве материала с 2014 года. За последние полтора года ее работы купили фонд Sharjah Art Foundation (ОАЭ) и частные западные коллекционеры, - говорит куратор Ольга ВЕСЕЛОВА.
В конце экспозиции посетителей ждут восточные ковры и гобелены Алексея ШИНДИНА из поношенных джинсов, выцветших шапок, отрезов старых тканей и рабочих перчаток.

На выставке есть и экспонаты, выставленные начинающими художниками. Один из них - безымянная работа Виолетты БОГДАНОВОЙ, созданная в 2020 году. Вдохновившись резким спросом на популярные товары в начале пандемии, Виолетта создала свою картину из туалетной бумаги.

Каждая выставленная картина стоит не меньше 7 тысяч долларов, и почти все они уже раскуплены зарубежными частными коллекционерами. В Казахстане пока не понимают “мусорное” искусство, сетуют кураторы.
- В этом и опасность. Зарубежные фонды и коллекционеры не купят абы какую работу, а только лучшие. Получается, что знаковые полотна наших современных художников уже за рубежом. Например, работы Елены и Виктора ВОРОБЬЕВЫХ выкупил Центр Жоржа Помпиду во Франции. Сейчас нужно вкладывать в казахстанское искусство, пока оно не очень дорогое, и формировать большую государственную коллекцию. Мы последние 10 лет говорим, что в Казахстане нужен музей современного искусства. Это продемонстрирует ценность казахстанского искусства, простимулирует арт-рынок, - добавляют кураторы.
Выставка продлится до 5 августа.
Тогжан ГАНИ, фото автора, Нур-Султан

Тогжан ГАНИ