1567

Браво, “Спартак!

Алматинский оперный театр поразил премьерой легендарного балета

Браво, “Спартак!

Это вам не сильфиды или нежные лебеди и принцы в трико. На сцене суровые мужчины с мечами, а музыка Хачатуряна под стать истории - яркая, горячая, с восточным оттенком, обилием духовых инструментов и виолончелей. Словом, скрипки в оркестре и женщины на сцене здесь присутствуют только в качестве фона.

Для нашего театра этот балет особенный с точки зрения истории. Впервые “Спартак” у нас был поставлен в 1974 году балетмейс­тером Заурбеком РАЙБАЕВЫМ в соавторстве с композитором Арамом ХАЧАТУРЯНОМ. С тех пор балет стал одним из любимых у зрителей и практически не сходил со сцены. Затем был десятилетний перерыв. И вот теперь мы видим точную версию “Спартака” Райбаева, восстановленную балетмейстером Гульжан ТУТКИБАЕВОЙ. Костюмы и декорации российского художника Александра ОКУНЕВА выполнены в достаточно академичной манере.

- Это очень мужской балет, - говорит Туткибаева. - Здесь нужны и физика, и энергетика, и определенная мышечная масса. Кстати, часто бывает так, что в театре не ставят “Спартака” как раз потому, что нет подходящих исполнителей главной партии. Принцы есть, а Спартака нет. У нас сразу два артиста - Азамат АСКАРОВ уже хорошо знаком зрителям, он настоящая звезда. Думаю, в этой роли прекрасно покажет себя и Архат АШИРБЕК. Мы планируем, кого еще можем ввести на главные партии в балете, потому что это прекрасная школа для танцоров.

И во время генерального прогона, и на премьере в зале сидела Людмила РУДАКОВА, первая исполнительница роли Эгины на сцене нашего театра. Украдкой вытирая глаза, она с удовольствием поделилась воспоминаниями о том, как почти 50 лет назад, в 1974-м, готовили премьеру с участием автора музыки Арама Хачатуряна.

- Потом я была репетитором, - вспоминает Людмила. - Так что знаю каждое движение этого балета. Сейчас вот расстраиваюсь: кажется, что не хватает темпа, а также актерской выразительности у многих исполнителей. Хачатурян нечасто хвалил танцоров, но нам, четырем солистам, говорил, что с удовольствием забрал бы в Большой театр. От нас композитор требовал бешеных темпов, не разрешал ничего сокращать. Помню смешной случай. Репетиция закончилась, я быстренько переоделась и на проходной театра жду мужа, Рамазана БАПОВА, чтобы скорее идти домой к маленькому ребенку. Тут выходит Хачатурян и спрашивает: “Ты кто?” Я растерялась от того, что он не узнал меня в таком скромном виде, говорю: “Эгина”. Он просто обалдел: “Ты Эгина?” А на премьере в театре присутствовали все члены правительства во главе с Динмухамедом КУНАЕВЫМ. После спектакля для нас устроили банкет, это был настоящий праздник! Вообще, тогда министры и члены правительства частенько ходили в театр, не по протоколу, а чтобы посмотреть на любимых артистов.

Людмила Георгиевна и правда блистала в партии Эгины, хотя и не очень любила этот балет. Знаете, почему? Ее всегда смущали страшные, оборванные костюмы рабов.

- До сих пор “Спартак” считается одной из сложнейших постановок как для оркестра, так и для артистов балета, - признается дирижер Ерболат АХМЕДЬЯРОВ. - Историческая версия Райбаева стала визитной карточкой нашего театра. Безусловно, для меня большая честь дирижировать по партитуре, в которой написал свои ремарки сам Арам Хачатурян.

Особенность этой постановки в монументальности, какой-то нереальной мужской красоте, жестах, поступках героев. Даже оружие во время схваток бряцает вполне правдоподобно. Правда, премьерой оперный театр завершил сезон, заинтриговав зрителей: кто не успел, тому придется подождать.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть