964

Вдохновлённый городом

Именно так называется выставка самого известного казахстанского скульптора Павла ШОРОХОВА.

Вдохновлённый городом

“Фламинго” на алматинском Арбате, “Клоун”, “Акробат” и “Пантера” возле цирка, “Почтальон”, “Поливальщик”, “Бизнесмен”, поджидающие прохожих у жилых комплексов... Это та самая теплая, душевная городская скульптура без пафоса и новомодных причуд. Автор в этом году отмечает 75-летний юбилей. Он подтянут, бодр, улыбчив и постарался в зале Музея им. Кастеева показать как можно больше тех работ, которые алматинцы еще не видели.

Автор еще и невероятно скромен. Если его спросить, какой у него любимый материал или техника, он только досадливо морщится: это все не важно, главное, чтобы получилось что-то хоть мало-мальски стоящее.

Чтобы изучить дух казахстанской степи, Павел Шорохов много раз выезжал в поле вместе с экспедициями геологов и зоологов. Хотел лучше узнать природу Казахстана. Мастер умеет работать в любом жанре: конные батыры, мемориальные доски, надгробия… Но самая любимая - парковая скульптура, там, где не довлеет заказчик, где можно дать волю своему воображению.

- У меня большой портретный багаж, - говорит художник. - Я сделал около полусотни мемориальных досок для известных людей Казахстана, которые и сейчас украшают Алматы. Но любимые работы находятся в парках.

По традиции пространство выставки с отцом делит его сын Дмитрий ШОРОХОВ. Он не смог сопротивляться тяге к живописи, хотя считает это скорее своим хобби, занятием для души. Кстати, почти во всех скульптурах отца есть вклад и Дмитрия.

- Все скульптурные работы требуют очень много рутинного труда, - рассказывает он. - И папа с детства привлекал меня к таким малоприятным для ребенка вещам, как чеканка. Кажется, что интересно молотком постучать, но когда занимаешься этим долго, то понимаешь, что это однообразное и скучное занятие. Тем более что самые ответственные участки, естественно, он не доверял ребенку, и правильно делал.

Классическую парковую скульптуру делают сначала из глины, затем отливают в бетоне. Правда, этот путь можно сократить и сразу работать с бетоном. Затем готовую фигуру покрывают металлическими листами. Для этого делают сложную выкройку, а уже потом металл чеканят прямо на скульптуре.

- Моя первая трудовая запись разнорабочего была сделана в 14 лет. Для меня работа скульптора - это вечно горящие сроки. Помню, конную фигуру Кабанбай батыра мы доделывали буквально перед отгрузкой, несколько ночей не прекращали стучать. Не знаю, как терпят нас соседи: производство шумное, а мастерской нет, все делаем во дворе своего дома.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Оксаны ТАНСКОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть