Взгляд за ширму
Обычные актеры перед спектаклем гримируются и настраиваются, а вот артистка государственного театра кукол Алматы Еркеш ЖУНУСОВА должна еще и поговорить со своим партнером по роли - куклой.
Перед представлением она тоже гримируется. Это обязательно делают все кукловоды, потому что даже если весь спектакль ты работаешь за ширмой, то затем надо выходить на поклон, и обязательно красивым, с улыбкой. Еркеш приносит рабочую куклу для спектакля, проверяет, все ли у нее в порядке, не перепутались ли лески, не заедает ли механизм. Если замечает неполадки, то торопится в цех к мастерам на починку. А потом обязательно говорит кукле: “Давай, милая. Сегодня нам надо хорошо отработать, я хочу, чтобы ты мне помогла”.
Еркеш смеется, говорит, что со стороны это выглядит очень странно, но так делают многие кукловоды. К слову, по старому законодательству артистка уже давно бы вышла на пенсию, как и танцоры балета. Считается, что профессия кукловода физически очень сложная. Попробуйте постоять сорок минут держа на вытянутой руке куклу!
- Много лет назад я и не думала связывать свою жизнь с театром, - вспоминает Еркеш. - Сначала приехала в Алматы, отучилась на прядильщицу и пошла работать на АХБК, но не сошлась характером с начальником, не умела молчать и терпеть несправедливость. После этого вернулась домой и работала во Дворце культуры. Мы много ездили с концертной бригадой по чабанским стойбищам, удаленным аулам. А потом прошла по отбору на конкурс “Алло, мы ищем таланты”, где нужны были как раз артисты из народа, без специального образования. Так я и попала в Алматы, где меня пригласили в вокально-хоровую студию. После учебы уже готова была ехать по направлению в Кокчетавскую областную филармонию, но встретила режиссера кукольного театра. Я даже не знаю, как это произошло - влюбилась в профессию.
Кажется, что это банальные слова - не бывает маленьких ролей, не бывает маленьких театров. Но так оно и есть. Еркеш на этой сцене служит уже почти сорок лет и говорит, что весь театр начинался с кукольного, что здесь есть и правда, и эксперимент, и все, что хочешь.
Она получила потом диплом актрисы театра и кино, снялась во множестве фильмов, но сама на кастинги никогда не ходит: если позовут, то рада принять участие, если нет - работы хватает и здесь.
- Это и “Наурыз.kz” и “Той любой ценой” - все не вспомнишь, - продолжает Еркеш. - А вот кукол водить нигде не научат, это только с рук перенимать можно уже в театре. Бывают куклы очень сложные в управлении или тяжелые. Любую надо сначала обмять под себя, привыкнуть к ней, подстроиться, найти голос, подходящий для ее характера. Мы большие мастера изменять голоса. Однажды племянник попросил меня поиграть с ним и поговорить голосом Бабы-яги, ну я и рада стараться. Утром снова просит повторить, а мне говорят: “Не смей! Он и так всю ночь от страха не спал, трясся и прятался под одеяло”.
Роли у Еркеш все любимые. И Жезтырнак, и Свинья, и Сказочница, и Токтамыс. Особенно удался Колобок, считает актриса.
- У нас замечательные зрители. Они пытаются помочь героям, иногда даже выбегают для этого на сцену. Каждый день перед спектаклем думаешь: что-то сегодня произойдет! Главное, чтобы зритель поверил в сказку, кощунством считаю разочаровать ребенка.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы