Ох и гад же ты...
Три мини-оперы, и все про телефоны. Режиссер говорит, что мы сами давно стали приложениями к своим же гаджетам.
Премьера в Театре оперы и балета им. Абая задевает за живое: это целое исследование об одиночестве и телефонах. Правда, был момент, когда публика чуть не заснула, но однозначно финал не только разбудил, но и рассмешил. И да, не стоит считать, что проблема одиночества при обилии каналов связи возникла только сейчас. Моноопера (то есть исполняемая одним человеком) Микаэла Таривердиева “Ожидание” на пронзительные стихи Роберта Рождественского написана в 1982 году. Французский композитор Франсис Пуленк с “Человеческим голосом” отметился еще раньше, в 1958-м. А веселая буффонада американского композитора Джана КАРЛО Менотти “Телефон” была показана аж в 1947 году!

Режиссер триптиха россиянин Михаил ПАНДЖАВИДЗЕ упорно не желает говорить серьезно. Признался только, что все это о дефиците живого человеческого общения, что особенно стало заметно в пандемию. Сказал, что противовеса этому кроме собственных 150 килограммов и личного примера не видит, что мы теряем навыки коммуникации и становимся сами себе коммутаторы.
- Я антипандемийский человек, - ворчит Михаил перед премьерой. - Не приемлю репетиций по зуму - только живое человеческое общение. Поэтому мы и искали не просто актуальную тему, но и оперы менее густонаселенные, чтобы легче было работать, соблюдая социальную дистанцию.
В этом плане монооперы Таривердиева и Пуленка - находка. На сцене один человек, женщина. В первом случае она ведет бесконечный диалог сама с собой, ожидая звонка от любимого, во втором беседует по телефону с бывшим возлюбленным. И там и там крик боли и отчаяния. Таривердиев цепляет, а вот про Пуленка сам режиссер в сердцах сказал: жвачка. Где-то так и получилось, и нет смысла разбирать почему. По отдельности все составляющие хороши, а вместе по разным причинам потрясения нет.

Зато третья фитюлька, мини-опера “Телефон”, феерична. Сразу видно, что режиссер ее любит. Михаил насытил действие кучей фокусов и придумок, сами артисты кайфуют от процесса, и даже оркестранты невольно смеются шуткам на сцене. Сюжет чудесен: мужчина приходит объясниться в любви. Времени у него мало - скоро надо на поезд, но любимая все время занята неотложными разговорами по телефону. Фишка в том, что на сцене есть третий персонаж, собственно телефон - кнопочный аппарат, шут, хам и циник. Он то танцует в балетной пачке на спинке дивана, то корчит рожи, то отпихивает мужчину от любимой. И тому завладеть вниманием дамы удается лишь одним способом - превратившись… в смартфон! Вот тут наступает любовь. Все это в стиле классической буффонады, гротеска и с прекрасной музыкой. Кто-то назовет ее слегка простоватой, но после напряженного Пуленка это прямо бальзам на душу.

О грустном. Очень интересно было бы понять, почему не произошло маленького театрального чуда и таким же потрясением не стали остальные части гаджет-спектакля. То ли не хватило дикции, то ли недовертел чего-то режиссер, то ли произошедшая в театре смена власти отразилась неким охлаждением к прежним задумкам. В любом случае такие “лабораторные”, нетипичные спектакли дают очень многое если не кассе театра, то исполнителям и зрителям. Хотелось бы, чтобы эксперименты не прекратились.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлены Еленой ПЕТРОВОЙ, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО