Попробуй забить. Гвоздь
Два дня в Алматы продолжалась выставка Антона БОЛКУНОВА - художника, который считает, что надо сносить людям крышу, чтобы не жилось так скучно.
На выставке не картины, не инсталляции, а нечто, что Антон называет своими мирами. Словно взрослый поиграл в детские игрушки и не убрал за собой. Причем эти миры населены белыми и красными человечками. Антон - театральный художник, поэтому, наверное, изобрел свой особенный некоммерческий жанр. Продать такие работы невозможно. Они ведь не закрывают дырок на обоях, требуют особого освещения, да и пыль с них протирать очень сложно.

- Популярна цитата, что весь мир - театр, - серьезно рассуждает Антон, - но для меня в обычной жизни как раз не хватает театра. Вот я его и создаю на сцене и для себя. Вообще мне кажется, что жить скучно, поэтому хочется двигать крышу людям и погружать их в какие-то другие миры. Думаю, искусство, особенно театральное, для этого и существует.

Как получаются эти миры? Очень просто. Зачастую из мусора, из того, что валяется под ногами, что остается от серьезной работы над оформлением спектакля. Каждая работа - это приглашение заглянуть и почувствовать себя внутри какой-то истории, в которой источник магии - сам театр с его условностью.

- Смысл в том, чтобы дать предмету другое значение. Табуретка сделана, чтобы сидеть, но в театре это может быть и персонаж, и целая вселенная. Потому что в театре не может быть ничего определенного. А человечки… Они нужны только для масштаба. Есть в театре такой персонаж, он на языке сценографов называется Иван Иванычем, по имени манекена, который запускали в космос. Так вот, это просто человеческая фигурка для обозначения масштаба. Жаль, что сейчас в Алматы почти умерла галерейная жизнь или людям это стало неинтересно. Очень странное время в нашем городе, словно изобразительного искусства вообще нет. Люди хотят веселиться, а не переваривать какие-то посылы. До сих пор человек не может отличить художественный образ от реальности, принять, что унитаз на выставке - это уже образ, а не предмет, на который мы садимся дома. Все подчинено логике, нет альтернативных движений, свежих мыслей. То есть умных людей много, тех, кто рассуждает о бизнесе, экономике, политике и прочем, но я имею в виду мировоззренческие вещи, то, над чем хочется потом думать, спорить… Это нормальное качество человеческого ума - думать.

- Если вы такой умный, почему до сих пор живете здесь, а не в Лондоне, например?
- Я сам часто задаюсь этим вопросом. Он сейчас вообще у многих людей в голове крутится. Наверное, потому, что у нас есть свой театр “ARTиШОК”, в котором я и устроил выставку. На этом небольшом острове мы строим свое государство в государстве, место творческой свободы. Здесь понимаем, что, уехав, вряд ли найдем где-то место лучше. К тому же здесь столько нашего сумасшедшего труда… Хорошо уезжать, когда ты свободен и тебя ничего не держит. А когда ты что-то сделал, хотя бы забил гвоздь, то потом этот гвоздь тебя держит.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО