16414

Похоже, казахстанский хореограф Дамир Уразымбетов создал новый жанр национального балета.

Талия плюс простота

По крайней мере, об этом говорят отечественные искусствоведы. 24 мая артисты Театра танца Булата АЮХАНОВА показали премьеру спектакля Дамира “Пробуждение”, который не похож на привычный нам балет. А накануне мы напросились на одну из заключительных репетиций, чтобы в балетном классе увидеть, как рож­дается новая хореография.

Спектакль “Пробуждение” задумывался давно, частично был готов осенью, и показать его планировали к Наурызу, потому что он о весне, нежности, любви и вообще весь словно иллюстрация праздничного настроения марта. Но сложности санитарных ограничений задержали премьеру. Хотя стоит признать - балет появился именно благодаря карантину. А произошло это так.

- Изначально я хотел сделать просто серию видеороликов с теп­лым весенним настроением, - рассказывает Дамир. - Ведь был период, когда все театры закрылись и показывать работу можно было только онлайн. Мы артисты, и мы не можем готовиться только к выступлениям, только репетировать - нам очень важен контакт с публикой, хотя бы виртуальный. Постепенно из этого материала сложился довольно крупный номер, его посмотрел руководитель театра Булат Аюханов и предложил сделать полноценный балет, чем мы и занялись. Эту работу я бы назвал балет-поэзия, потому что в основе нет сюжета, какой-то драмы, истории, это просто зарисовки, попытки передать настроение, какие-то образы. И я развил свой стиль, который эксперты уже назвали буранбель - изгиб талии. Классический балет наполнен пластикой, типичной для народных танцев, с характерным изгибом талии.

- Сейчас время поиска новых форм, а у вас даже попытки новаторства очень осторожные. Почему так получилось?

- Это сознательный уход от нагромождения, от искусственности. Попытка настроить зрителя на волну чистоты, естественности, простоты и гармонии с природой. Так что это моя сознательная позиция, а не недостаток воображения. Я хотел просто дать возможность зрителю увидеть мир весны, окунуться в его красоту.

Балет идет в сопровождении живого звука - танцорам аккомпанирует трио из скрипки, виолончели и фортепиано. Звучат обработки пьес Евгения БРУСИЛОВСКОГО и Мукана ТУЛЕБАЕВА. Участники признаются, что живое исполнение даже на репетиции несет совсем другую энергетику. К тому же выступать вместе с трио очень удобно для гастролей и для любых событий вне академической сцены.

И еще одно грустное наблюдение, то, чего не увидели зрители на премьере. Некоторые артисты перенесли этой весной ковид, кто-то из осторожности даже на репетиции танцует в маске. Только представьте, как сложно это делать! Восстановление даже для молодого тренированного организма происходит медленно, нагрузки вызывают усталость, пропущенные во время болезни репетиции и занятия у станка расстраивают, потому что танцору необходимо заниматься каждый день. Ведь самое главное - создать на сцене весеннее ощущение легкости.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть