2554

Твоих бровей связующая нить

В Алматы проходит выставка “Женщины Кашгарии”

Твоих бровей связующая нить

Призывный запев карная будоражит и приглашает войти - в древности все модные тусовки анонсировались так, а не иначе. В качестве социальной сети - восточный базар. Услужливый кейтеринг предлагает отведать пельмени с клевером, чебуреки с рисом и морковью и десерт как отдельное произведение искусства - хворост санза. А с полотен прямо в душу смотрят агаты глаз десятков женщин, кто-то из них жил сотню лет назад, кто-то до сих пор, набросив платок на волосы, выходит на древние улочки.

Затейливо-музыкальная, причудливо-хлебосольная, открытая и никем так и не разгаданная Кашгария. Такой ее захотели представить своим гостям авторы выставки. Проект “Женщины Кашгарии” не просто экспозиция. Это попытка разгадать, осознать и прочувствовать культурный код уйгурского народа в эпоху глобализации.

В качестве вдохновения для художницы Гузель ЗАКИРОВОЙ и дизайнера одежды Жулдызай ЖАМАТАЕВОЙ - исследования историков и этнографов. Особенно Шокана ВАЛИХАНОВА. Именно его этнографические заметки и зарисовки стали фундаментом коллаборации. Пригодились уже более поздние записки и картинки европейских экспедиторов, литература, привезенная Гузель из Китая, и кое-что личное, тени воспоминаний.

Гузель ЗАКИРОВА и ее картины.

К примеру, Жулдызай, взяв за основу своей коллекции уйгурский костюм, стала делать его не лубково-парадным, а, напротив, сдержанным и практичным, но до мурашек настоящим. В качестве принта - древнеуйгурский символ. А еще дизайнер снабдила своих моделей монобровью, маячком проблескивающей из детских воспоминаний Гузель. Мамины колыбельные на уйгурском, ее руки, месящие тесто, брови, подведенные усьмой. Гузель признается: раньше ее это смущало. Сейчас стало главным и незыблемым. Так, нарисованная монобровь стала символом связи с культурой и историей.

Женщина как центральная линия творчества художницы появилась еще в 2016 году в пору путешествий Гузель по Китаю. Позднее краски стали монохромнее, образы пронзительнее. Сегодня работы Закировой не просто притягательный загадочный Восток. Это социальный посыл, с болью и гордостью транслирующий прошлое и настоящее народа.

- Мы рожаем и кормим детей, вкладываем в них не только генетическую информацию, но и культурный код, - рассказывает художница.

Однако героини экспозиции представлены не только в сакральном образе женщины-матери. Взявшись за дело, творческий тандем открыл для себя много нового о Кашгарии и ее жительницах. К примеру, они не прятали лица за чачванами и не носили традиционные тюбетейки. Кашгарок выделяли специальные шапки и тонкий платок, не скрывающий женской красоты.

Отдельный уголок в творчестве - истории чаукен, или временных жен, явления, очень популярного полтора века назад в Кашгарии и описанного Шоканом Валихановым в своих очерках. Стать подругой жизни путешественника на короткий срок могла не только юная прелестница, но и зрелая вдова. Символ любви с новым мужем - сшитая специально для него шапка. Эти шапки с гордостью выставлялись профессиональными женами на всеобщее обозрение. Чем больше их, тем понятнее, насколько искусна чаукен в любовной науке.

Жулдызай ЖАМАТАЕВА и ее инсталляция, посвященная чаукен.

Масло и холст, маркер и бумага. Многие картины созданы в последние пару лет. Как раз тогда Гузель вернулась из Китая, охваченного коронавирусом. И заговорила со своим зрителем на языке намеков - рассыпанные гранаты, босые ноги, отведенный взгляд. Эти образы понятны не всем, но художница уверена: ее зритель считает все верно.

И чтобы совсем не терять линию восточного базара, посетителям выставки, которая продлится до 28 мая, можно будет приобрести сувениры с принтами картин.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть