Достоверно и захватывающе
Биографии знаменитых казахстанцев ждут и читатели, и книжные магазины. Назым САПАРОВА написала книгу о режиссере Азербайжане МАМБЕТОВЕ и не ожидала, что “Путь к славе” будет так востребован.
Назым, сноха великого мастера, очень быстро подпала под его обаяние и харизму. Ее удивляла судьба простого паренька, воспитанника детского дома, который учился в хореографическом училище, ГИТИСе, возглавлял ведущие театры страны и получил за свой труд высшую государственную награду “Халық Қаhарманы”. Причем, как писатель, Назым понимала, что Азербайжан Мадиевич по всем параметрам готовый литературный герой: тут и трудовая биография, и лирическая линия, и целый детектив с поиском могилы отца, павшего смертью храбрых во время Великой Отечественной войны на территории Чехословакии.
Впрочем, для автора важно не собственное вдохновение и впечатление. Назым признается, что ей хотелось максимально достоверно передать атмосферу, царившую вокруг этой личности, рассказать о нем с помощью его друзей, оживить мемуары режиссера, так и не изданные в виде книги. В итоге “Путь к славе” можно поделить на три части. Первая - это собственно повесть Назым, но с большим количеством цитат из мемуаров Азербайжана Мадиевича. Во второй о нем рассказывают друзья, а в третьей слово снова берет писатель Назым Сапарова с рассказами о семье Мамбетова.
- Мне хотелось, чтобы читатель верил, - признается автор. - Конечно, есть моя интерпретация событий, но я специально использовала мемуары, чтобы подтверждать свои слова, мое понимание фигуры Азербайжана Мамбетова. Во второй части мне хотелось показать и его круг общения. Я сейчас жалею, что в молодости была слишком скромной и не прислушивалась к беседам дома и на даче, когда приезжали такие люди, как Андрей МИРОНОВ, Александр ШИРВИНДТ, Олег ЕФРЕМОВ, Галина ВОЛЧЕК. Все это были его друзья, появившиеся еще во время учебы. Да и свои спектакли он ставил по всему миру: Прага, Ташкент, Москва… Например, я использовала воспоминания Михаила УЛЬЯНОВА о том, как Азербайжан Мадиевич работал над постановкой “Буранного полустанка” в Театре им. Вахтангова. Брала большие интервью у Олжаса СУЛЕЙМЕНОВА, Асанали АШИМОВА.
Путь к славе начался в Театре казахской драмы им. Ауэзова, где молодой режиссер поставил пьесу “Волчонок под шапкой” Калтая МУХАМЕДЖАНОВА. Город сразу загудел, первую же восхищенную рецензию написал Мухтар АУЭЗОВ. С тех пор каждая премьера становилась событием, в театре были аншлаги. Азербайжан Мамбетов любил классику - русскую, западную, казахскую.
После декабрьских событий начался сложный период - режиссер впал в немилость. Его мягко выставили из родного театра, сократив должность художественного руководителя. Тогда он работал только благодаря друзьям. Опального мастера приглашали ставить в другие театры. Например, его “Дядя Ваня” 15 лет прожил на сцене алматинского театра русской драмы им. Лермонтова и пользовался огромным успехом. Только в 1999-м президент страны пригласил режиссера возглавить театр в столице. Изголодавшийся по работе, Мамбетов, конечно, согласился и снова очень быстро превратил театр в топовый: набрал артистов, лично обучил их, ввел в роли, сделал репертуар. В результате в 2002 году он получил звание “Халық Қаhарманы”.
- Для меня эта книга не просто дань уважения близкому человеку, - говорит Назым, - но еще и потрясающий пример биографии, как человек может всего добиться своим трудом и талантом. У книги небольшой тираж - всего 1000 экземпляров, и я не ожидала, что она будет настолько востребована. В минувшую пятницу я провела официальную презентацию, но еще до нее 200 экземпляров забрали театры Нур-Султана, а пробная партия, размещенная в книжном магазине Алматы, была буквально сметена с полок. Сами продавцы говорят, что очень востребованы биографии знаменитых казахстанцев, люди хотят знать истории успеха соотечественников. Все это очень радует и вдохновляет.
- А какой у вас сложился образ Азербайжана Мамбетова?
- Когда я вышла замуж, первые три года мы жили вместе, под одной крышей. Поначалу я побаивалась свекра, казалось, что он суровый человек. Но я убедилась, что он очень открытый, добрый, невероятно простой в общении. И очень любил внуков. Он не сюсюкал с ними, но много общался. На Новый год обязательно находил костюм Деда Мороза, клеил бороду и звонил в дверь с огромным мешком подарков за плечами. Он был счастлив, что я подарила внука, наследника. На тот момент в семье было пять внучек, и Азербайжан Мадиевич очень переживал, говорил, что в их семье всегда рождается только один продолжатель рода.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено Назым САПАРОВОЙ, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО