2938

Рустем АБДРАШОВ: Теперь на полку ничего не кладут

Известный режиссер Рустем АБДРАШОВ собирается снимать детский анимационный проект на основе тюркской мифологиии полнометражный фильм о голоде 30-х. Его радует, что с обретением независимости начал формироваться национальный кинематограф, который дает возможность казахстанским киношникам реализовать абсолютно все свои идеи.

Рустем АБДРАШОВ: Теперь на полку ничего не кладут

- В советский период у нас был строгий контроль и любое кинопроизведение было идеологизировано, - вспоминает Рустем. - Вырваться и делать настоящее кино было сложно. А за 30 лет, если смотреть глобально на кинемато­граф, появилось много проектов и фильмов, которые совершенно независимы в мыслях и суждениях. К тому же 30 лет назад картины снимались только на “Казахфильме”. Была монополия, а сейчас в нашей стране огромное количество независимых свободных студий. И этот процесс уже невозможно остановить. Разве это не прекрасно? Посмотрите, сколько сегодня и маститых режиссеров, и молодежи снимают все, что хотят, - и социальные драмы, и комедии. И ничего не надо камуфлировать.

Действительно, захотел Абдрашов приложить руку к созданию достойных проектов для детей, потому что, как он сам говорит, почувствовал родительский долг перед своими маленькими детьми и внуками - и вот уже работает над своей задумкой. Признается: по первой профессии он художник, и руки давно чешутся заняться анимацией.

Или затронул его душу хороший сценарий о голоде 30-х, и он начал поднимать этот исторический пласт - запретных тем сейчас нет.

- Изучаю свидетельства людей, которые пишут о своих родителях, и тех, кто пережил то время, успев оставить на бумаге свои воспоминания. Это, конечно, тяжелая тема, и картина будет очень сложная, требующая тщательного подхода к созданию, но все-таки хочется попробовать сделать ее, - объясняет свои планы режиссер.

Вообще, все фильмы Абдрашова совершенно разные, но одинаковы в том, что всегда затрагивают сложные темы и высоко оцениваются на международных кинофестивалях.

Дебютный фильм “Остров возрождения”, который в 2002 году он снял по произведениям своего отца, известного поэта Жараскана АБДРАШОВА, рассказывает об аульном мальчишке Жарасе и городской девочке Жибек. Эта история любви захватила зрителя настолько, что, попав на фестиваль кино стран СНГ и Балтии “Киношок”, сразу получила Гран-при. Потом фильм завоевал еще восемь наград, среди которых престижный приз FIPRESCI на международном конкурсе в Германии, приз зрительских симпатий на фестивале ASIATICAFILMMEDIALE в Италии.

В 2006 году вышла картина “Құрақ көрпе”, а в 2008-м - “Подарок Сталину”, с которыми Рустем Абдрашов проехал буквально по всему миру и собрал такое количество призов на кинофестивалях, что сбился со счета. До того как наша страна стала независимой, это было нереально.

- Чтобы получить возможность выехать за границу, моему отцу приходилось ехать в Москву для получения загранпаспорта. А там заставляли подписывать бумажки, что ты будешь доносить на своих друзей, с которыми едешь за рубеж. И мой отец был невыездным именно по той причине, что отказывался писать доносы, - вспоминает Рустем Жарасканович. - Сейчас же границы открыты, и наша молодежь буквально рвется на мировые экраны. Кажется, что 30 лет - это не очень большой срок, но за период независимости скольких призов удостоился Казахстан! Есть чем гордиться.

В 2015 году заслуги в мировом кинематографе самого Рустема Абдрашова были оценены членами жюри престижного международного кинофестиваля в Пусане. Его включили в список “100 лучших режиссеров Азии”. С тех пор он сам часто “жюрит” своих коллег на различных международных кинофестивалях. А председательство в жюри кинофестиваля “Восток&Запад” в Оренбурге и участие в качестве члена жюри в фестивале PROlogue в Ташкенте позволили сделать вывод, что далеко не все постсоветские страны смогли сохранить свой кинематограф.

- В Молдавии уже нет кино, в Туркмении, в Киргизии оно не существует как кинопроизводство. Есть отдельные режиссеры-художники, которые пытаются что-то снимать, но такого масштаба и возможностей, как у нас, у них нет. Считаю это достижением нашей 30-летней независимости и правильной политики руководства.

И если в первые годы нашей независимости нас знали за пределами Казахстана по фестивальным фильмам, то теперь уже наше жанровое кино стало конкурентоспособным и имеет право продаваться. Значит, иностранные государства будут узнавать о нашей стране, о нашей истории, а мы сможем выручать деньги, потраченные на съемки, - считает известный режиссер.

Речь, конечно же, идет о работе самого Абдрашова, о его масштабном историческом проекте, рассказывающем о зарождении и становлении казахской государственности. Это “Казахское ханство. Алмазный меч” и “Казахское ханство. Золотой трон”, выдвинутый на премию “Оскар” в 2019 году. Оба фильма, а также 20 серий двух сезонов сериала “Казахское ханство” с правом показа на своих телевизионных и интернет-платформах уже приобрели Китай и Корея, а Турция ведет переговоры о покупке.

Нельзя не вспомнить и еще одну страницу из творческой жизни известного режиссера и сценариста. Это киноэпопея “Путь Лидера”. По словам Абдрашова, он и его команда долго думали, браться ли за историю, рассказывающую о жизни Елбасы. Решился он только после того, как изучил все материалы, его зацепила история мальчика, который хочет стать летчиком, потому что живет на жайлау у самой кромки горы, где, как кажется, достаточно сделать пару шагов вперед - и взлетишь.

- Эта поэтическая нотка меня зацепила, - рассказывает Абдрашов. - Дальнейшее изучение био­графии Нурсултана НАЗАРБАЕВА показало, что это не просто история удачливого героя, который вдруг стал лидером нации. Я бы точно не смог пережить многое из того, что выпало на его долю. Признаюсь, найти похожего по психотипу человека среди современных актеров было очень сложно, и не все смогли передать эту многогранную личность с сильным характером и мощной харизмой. Приходилось лепить героя при помощи киношного ремесла!

Режиссер вспоминает, что в процессе работы над фильмом Нурсултан Абишевич относился к нему по-отечески тепло. А в процессе обсуждения возникало ощущение, что он уже видел отснятый материал. И только потом стало понятно, что президент невероятно прозорливый человек.

Изучение темы настолько затянуло творческую группу, что через судьбу главного героя они показали многие интересные эпизоды из истории страны. Проблема переселенцев, трудности коллективизации в Алматинской области, восстание в Темиртау, спровоцированное шпаной и уголовниками, вышедшими из мест заключения, жизнь политических ссыльных, которые преподавали в Караганде и Жезказгане, когда выходили из лагерей.

- Мы впервые поднимали темы, о которых раньше никогда не говорилось. И никакой цензуры! Чтобы сейчас что-то из снятого легло на полку, даже трудно представить. Это еще один положительный момент нашей независимости, - уверен Абдрашов.

Оксана ВАСИЛЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть